ВОСПОМИНАНИЯ ПАРТОКРАТА.РАЗДУМЬЯ О ЛИКВИДАЦИИ ВЕЛИКОЙ ДЕРЖАВЫ - СССР

Газета "Flash!"

В этом году исполнится 25 лет с момента развала союза советских социалистических республик. 8 декабря 1991 года создано содружество независимых государств (снг)

БЕЛОВЕЖСКАЯ ПУЩА ­ МЕСТО ЧЕРТОВО­КОЛДОВСКОЕ

Лесной массив на границе Белоруссии и Польши, на водоразделе Немана, Западного Буга и Припяти. Общая площадь свыше 150 тыс. га. С 1940 г.- заповедник, 1957 г.- заповедно-охотничье хозяйство, площадь 87,5 тыс. га.

Именно здесь, 8 декабря 1991 года, не совсем трезвые три мужика: Президент РСФСР Борис Ельцин, Председатель Верховного Совета Республики Беларусь Станислав Шушкевич и Президент Украины Леонид Кравчук «похоронили» великую державу — СССР, забили последний гвоздь в крышу гроба с истерзанным ее «телом».

ПРЕДАТЕЛИ: КАК ЭТО БЫЛО?

С приходом к руководству партией и государством слабых в теоретическом и политическом отношении руководителей (Хрущева, Брежнева, больного Черненко), в стране стала зарождаться новая генерация выдвиженцев на руководящие посты. Это были люди без производственного и жизненного опыта, не выросшие в трудовых коллективах и не показавшие себя умелыми организаторами. Большинство из них были выдвиженцами из комсомола, продвигались они по принципу личной преданности, абсолютное большинство из них оказались не способными управлять социалистической страной, а ждали подходящего момента для личного обогащения. Такой период вскоре наступил, когда на ключевых постах партии и государства оказались предатели: М. Горбачев, А.Яковлев (главный идеолог), Э.Шеварднадзе, Ельцин и их единомышленники, так называемые «демократы» — Ю.Афанасьев, А.Собчак, Г.Старовойтова, Г.Попов, С.Шаталин, А.Вольский и другие, им подобные. Перерожденцами и антисоветчиками оказались нашпигованы Политбюро ЦК КПСС, эшелон высшей, средней партийной и советской номенклатуры. Все эти пауки активно проводили курс на ликвидацию советского строя, разлагали партию, присматривали лакомые кусочки, которые приберут к своим рукам после ликвидации Советского государства. Как они готовились, осуществляли свои замыслы и чем всё закончились — говорить об этом, нет особой надобности. Это уже знают все, кто искренне желает знать.

Как говорил старина Сократ: «Платон мне друг, но истина дороже». Давайте и мы перенесемся в те годы, поразмышляем, как все это происходило и почему? Автор этих строк, будучи (с 1978 г.) заместителем заведующего идеологическим отделом Семипалатинского обкома Компартии Казахстана часто бывал в Москве на курсах и различных совещаниях, семинарах и конференциях, проводимых Центральным Комитетом партии. У меня в личном архиве сохранилось немало документов тех времен, живы еще в памяти собственные впечатления и рассказы многих очевидцев тех событий.

Генеральные секретари менялись. Мы, народ послушный, мирный и молчаливый. Молчали при Сталине, Хрущеве и Брежневе, промолчали, избрав немощного Черненко, молча созерцали, как Горбачев разваливает партию и страну. Молчаливо взирали на то, как псевдодемократы добивали СССР. А в это время набирал очки шустрый Горбачев. При Черненко он занял пост второго секретаря, вел заседания секретариата и Политбюро. Михаил Сергеевич, дожидаясь своего часа, тактично проявлял лояльность в отношении больного Генсека, делал все возможное, чтобы заржавевшая машина управления страной функционировала. Горбачев брался за все энергично. Встречался с руководителями регионов, специалистами народного хозяйства: учеными, передовиками производства. Не секрет, избрание Генеральным Секретарем ЦК КПСС Михаила Горбачева было действительно воспринято сначала как долгожданное событие и с большим одобрением. Все возлагали на него большие надежды, с ним связывали не только будущее страны, но и свое личное будущее.

Наконец-то, радовались мы тогда, молодой, энергичный, эрудированный — настоящий Генсек! Главное – твердо стоит на ногах, у него хорошо подвешен язык, выступает без всяких бумаг и штампов…

Но народ его мало знал, на этот пост не звал и не избирал. Однако позже его так окрестили священнослужители – «Михаил меченый». А еще позже, когда он проявил себя, на радость антисоветчикам, то люди сказали так: «Бог шельму метит!».

Но как он выдвинулся на эту вершину власти? Можно сказать, просто повезло. В Москве нам рассказывали: после того, как похоронили подряд трех Генсеков, партии надоело быть «похоронным бюро». А.А. Громыко (старейший член партии, министр иностранных дел СССР, член Политбюро) на пленуме ЦК КПСС сказал: «Хватит народ смешить». Ведь тогда очередными вождями могли стать и стали бы Гришин, Громыко, Романов, Щербицкий и другие потенциальные кандидаты на этот пост.

На фоне бывших Генсеков — Л.И.Брежнева (почти два десятилетия стоял во главе партии и государства, скончался в ноябре 1982 г.), Ю.В. Андропова (проработал всего год и 5 месяцев), К.У. Черненко (13 месяцев) — Горбачев действительно выглядел гигантом, со свойственной ему, на первый взгляд, инициативой, энергией и самоотверженностью, способностью повести за собой народ. Тем интереснее, что все происходило на наших глазах: человек-легенда, живая история, генеральный секретарь, первый и последний Президент СССР, лидер сверхдержавы — отдал свою власть без единого выстрела.

Сейчас о нем ходят десятки, сотни анекдотов, интермедий, пародий, фильмов и шлягеров. Пятно на лбу, особая походка, завораживающая улыбка, умение держать себя, плавная непрерывная речь, главное – без бумаги. Это не полный перечень достоинств начинающего действовать Генсека. Тогда ему было всего лишь 54 года. И процесс пошел…Перестройка, новое мышление и плюрализм мнений. Встречи Генсека с трудящимися вместе с супругой Раисой Максимовной, демократическая демагогия, появление неформальных объединений, в том числе, увлекающихся фашистской идеологией и фашистской атрибутикой, путанные дискуссии, где свою правоту доказывали не доводами, а криком на улицах.

Критическое экономическое положение в стране, жилищный кризис. Хронический, дикий товарный дефицит, пустые прилавки в магазинах, исчезновение самых элементарных продуктов, в том числе хлеба, молока, сметаны, творога, вовсе не было масла, мыла, чая. Очереди выстраивались не только за предметами первой необходимости, но и за продукцией, которую 2-3 года назад не знали куда деть, например, за овощами.

Все мы помним, как из уст Горбачева, как из рога изобилия, сыпались популистские лозунги. Так появилась идея «ускорения», которая вскоре превратилась в пустой звук. Появилось несбыточное обещание: «К 2000 году — каждому отдельную квартиру». Бредовая идея тоже провалилась. Следующий лозунг – «Борьба с алкоголизмом». Вырубили виноградники, разорили винные и пивные заводы. По всей стране началось самогоноварение, исчез сахар. Выпили одеколоны, шампуни. Появились талоны на все. Все мы помним, как за водкой стояли километровые очереди, началась спекуляция. Стали проводить показательные «безалкогольные» свадьбы. На столах стояли бутылки из под лимонада, различных соков, наполненные водкой, либо самогоном — показуха для проверяющих. Пили как будто «лимонад», а становились хмельными, веселились по полной программе…

Стыдно вспоминать, но так было. Однажды приехала к нам из Москвы съемочная группа Центрального телевидения (раньше это было обычным явлением). У них было задание — сделать передачу и показать на всю страну, как проводится свадьба без спиртного, как народ веселится…после выпивки лимонада или яблочного сока. Свадьба была организована в одном из ресторанов города. После съемок нас пригласили в банкетный зал. Столичные телевизионщики во главе с редактором с удовольствием угощались такими же показательными «лимонадом и виноградным соком». Известно всей стране, что так был подорван бюджет страны, который в те годы на 30% пополнялся за счет продажи спиртных напитков.

Провозгласив популистские лозунги: «Больше демократии!», «Больше социализма!», Горбачев бросился на Запад к богатым дядюшкам, чтобы ему помогли создать больше социализма. До конца своего правления ездил безуспешно с протянутой рукой. Иногда ему подавали, но не на цели развития Советского государства, а на развал его, за предательство.

Он отчаянно боролся за личную власть. Потеряв опору в КПСС, пересел в Советы, придумал пост Президента, стал первым и последним Президентом СССР, с позором уйдя в отставку. Горбачев не смог отстоять решение референдума 17 марта 1991 года, в ходе которого более трех четвертей его участников высказалось за сохранение СССР. В Москве за Союз высказались 80% проголосовавших, в Алма-Ате-75%, в Киеве — около 60%.

Пошло-поехало: лавинообразное нарастание гиперинфляции, неконтролируемый рост зарплаты, ограбление вкладов населения, обнищание подавляющего большинства людей, исчезновение самых простых лекарств. А вдобавок — митинги, пикеты, голодовки, рост преступности. Такие деятели, как академик А.Д. Сахаров и его сторонники призывали к передаче власти партийного аппарата системе советов народных депутатов.

Последовали трагические события в Грузии, Азербайджане, прибалтийских республиках, беспорядки в Фергане (Узбекистан), погибло около 100 человек, свыше 500 человек получили ранения, сожжено и разгромлено более 400 жилых домов и свыше 200 автомобилей, 8 промпредприятий, 6 учреждений и учебных заведений. Кто дал приказ о расправе? Глава государства Горбачев не знает обстоятельства дела, он якобы просто не в курсе…

Находящиеся на ключевых постах в партии и государстве предатели, перерожденцы и антисоветчики разлагали партию, предали интересы народа. Б.Ельцин, став в 1990 году Председателем Верховного Совета РСФСР, смог использовать шахтерское движение в борьбе против союзного центра. Они делали все для того, чтобы затем вызвать недовольство в народе существующей советской властью. Для этого они сознательно гнали промышленные и продовольственные товары за границу или припрятывали на базах. Там товары и продукты или гнили, портились, или ждали того момента, когда будут «отпущены» цены. Трудящиеся простаивали в очередях, а иногда и не могли купить даже хлеба, молока и других продуктов питания. Я сам был свидетелем этого преступления перерожденцев. Как-то полдня простоял в очереди перед отъездом домой из Москвы в ГУМе на Красной площади за «Московскими карамелями», сгущенным молоком, стиральными порошками, мылом, зубной пастой и т.д.

Результат известен. Шахтеры нанесли удар, который добил советскую систему. А потом горняки были отброшены режимом Ельцина в сторону. Среди них началась массовая безработица, зарплата снизилась в несколько раз. Горняков просто использовали в захвате власти и кинули уже, как ненужные элементы. Опомнились, но было уже поздно. Поезд ушел. Вот так готовился государственный переворот.

Масла в огонь подлили ХIХ партийная конференция и ХХVII съезд КПСС. ЦК КПСС организовал, по сути дела, травлю партийных и хозяйственных кадров, обвинив во всем местные власти. Апофеозом травли и распространения анархии стали выступления Горбачева в Красноярске, Донбассе, Москве с призывами к рабочим: «Вы их давите снизу, а мы будем давить сверху».

То, что произошло в конце 80-х — начале 90-х годов при Ельцине, Чубайсе и Гайдаре — гораздо большая беда, чем Мамаево побоище. Богатырскую страну разграбили в считанные годы. Хлебные поля забросили и деревню, можно сказать, уничтожили. Промышленность заглохла, за обладание выгодными предприятиями шла кровавая война. Народные и природные богатства в спешном порядке поделили между собой те, кто вознесся затем на высоту олигархов. Нравственность и совесть отменили, одно упоминание этих понятий вызывало издевательства. Перечислять все эти перемены (а они везде и всюду), право же, сердца не хватит. Вот такие изменения и произошли, вот такая переоценка ценностей. Разве это не видели верхи, видели, но промолчали, как всегда…

ЦК КПСС, вплоть до своей «кончины», пытался нас «учить», наставлять, как надо работать на местах. В моем личном архиве сохранилось немало документов тех времен, живы еще в памяти все происшедшие события и рассказы многих очевидцев. Помню очередные месячные курсы по повышению квалификации на базе Академии Общественных Наук (АОН) при ЦК КПСС. Собрали нас в Москве, всех заместителей заведующих идеологическими отделами обкомов и крайкомов Российской Федерации, Казахстана, Киргизии, за исключением стран Прибалтики. Я был назначен старостой одной из смешанных групп из 30 человек (видимо, по стажу работы). Я сразу же провел рабочее собрание группы и поставил перед нами ряд вопросов и предложений. Прежде всего, мы обменялись адресами и рабочими телефонами, чтобы по возвращению домой сообщать друг другу информацию. Предложил своим коллегам свободное время проводить с пользой, в выходные дни посещать театры: Большой, Малый театры, им. Моссовета, Евг. Вахтангова и другие, музеи, обещал, что билетами я обеспечу без проблем, предупредил, что вряд ли мы еще попадем в Москву в ближайшие годы. Так оно и получилось. Договорились, что мы будем требовать:

— организовать встречу с Президентом СССР Горбачевым, секретарями ЦК, зав. отделами, председателем КГБ и Министром обороны СССР;

— отказаться от лекций о теории марксизма-ленинизма, а проводить практические занятия и обмен опытом в этой сложной политической ситуации в стране;

— организовать выезды в Московский горком, райкомы партии, встречи с руководителями предприятий, заводов и фабрик, рабочими;

— посещать разные дискуссионные клубы и рабочие собрания и т.д.

По всему чувствовалось, и не вооруженным глазом было видно, что партия теряет одну позицию за другой. В перерывах между лекциями мы спускались на первый этаж и в фойе видели неприличные, но решительные действия каких-то сомнительных персон. Все столы были завалены самиздатовской печатной продукцией, всякими брошюрами, листовками, плакатами. Это не какие-то детские шалости, а политические лозунги, которые призывают к свержению Советской власти, к свержению партии. Нас пичкали всякой печатной продукцией: инструкции, призывы, обращения: «Как участвовать в движении «Демократическая Россия», «Дискуссионный листок — «Власть – народу!», «Партию — под контроль народа!» и т д. Многие брошюры были изданы за границей. Сиротливо и не заметно лежала в сторонке газета «Правда», на нее уже никто не обращал внимания, как раньше.

У меня сохранился общественно-политический журнал – «ПОСЕВ» — выходящий ежемесячно еще с 1945 года за рубежом (конкретный адрес не указан). В нем пропагандируется программа Андрея Сахарова «Декрет о власти», где сказано, что «ничего не изменится, если не будет отменена статья 6 Конституции СССР, трактующая руководящую роль партии». Тут же публикуется «Декрет о власти», где первый пункт гласит: «Статья 6 в Конституции отменяется».

Дальше события развивались стремительно. Нас, как мы и предполагали, распустили по домам. Несмотря на создавшуюся критическую ситуацию тех дней в стране, Горбачев с Раисой Максимовной и детьми уезжает отдыхать в Крым, к морю…Потрясший мир эпизод «Изолированный герой» ярко высветил драматизм его судьбы как первого руководителя страны. Этот его не разумный шаг затем вызовет в Москве путч ГКЧП. В газете «Правда» от 20 августа 1991 года опубликован Указ Вице-Президента СССР Г.И. Янаева. В нем сказано: «В связи с невозможностью по состоянию здоровья исполнения Горбачевым Михаилом Сергеевичем своих обязанностей Президента СССР, на основании статьи 127 Конституции СССР вступил в исполнение обязанностей Президента СССР с 19 августа 1991 года». Тут же опубликовано Постановление № 1 Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР. Известно всем, чем закончил свою деятельность ГКЧП.

У Михаила Сергеевича уже не было той твердости духа, как раньше, он был похож на человека, доживающего закат своей политической карьеры и понимающего безысходность своего положения. Чувствовалось, что он полностью потерял бразды управления страной.

Вечером 25 декабря 1991 года Горбачев выступил с обращением к народу по Центральному телевидению. Кстати, утром его видели, идущего пешком по территории Кремля к своей резиденции без сопровождения охраны. Оказывается, его машину остановили и не пропустили. Он в частности заявил: «В силу сложившейся ситуации с образованием СНГ, я прекращаю свою деятельность на посту Президента СССР. Принимаю это решение по принципиальным соображениям. Я покидаю свой пост с тревогой, но с надеждой, с верой в вас, в вашу мудрость и силу духа». Наконец-то, видать, дошло до него, что он натворил. Но он мог бы еще обратиться к коммунистам, гражданам СССР с призывом всем подняться на защиту и сохранение великой страны. Но он этого не сделал, боялся за свою шкуру…

— Михаил Сергеевич говорил примерно 12-13 минут, — рассказывал мне один из знакомых, находившийся в эти дни в Москве. – Кинулся я к окну (гостиница «Москва»), взглянул в сторону Кремля, и не поверил своим глазам. На флагштоке над куполом не было алого стяга. Еще раз прижался плотно к стеклу и посмотрел внимательно. Только теперь понял, что действительно нет флага, значит, нет уже и СССР.

Трудно говорить о цивилизованном спуске главного Государственного флага бывшего СССР, десятилетиями развевавшегося над Кремлем. Его сняли быстро, под покровом темноты, без надлежащих почестей и церемоний, принятых во всем демократическом мире и без элементарного уважения к еще недавно могущественной державе, к ее гражданам. Это говорило о безнравственности лидеров, приказавших убрать флаг буквально через несколько минут после выступления Горбачева по Центральному телевидению.

Отныне здесь находилась резиденция российского Президента. Люди Ельцина полностью заменили караул в Кремле. Ушли в небытие и Союзный Парламент, Правительство СССР. Людей обыскивали как мелких воришек. Многие из них были задержаны при попытке вынести из здания личные вещи. Наверное, в мире ни один депутат или член Парламента, работник Правительства не испытывал такого унижения и позора.

А за две недели до этого, 8 декабря 1991 года, полупьяные руководители Республики Беларусь, РСФСР и Украины, как государства – учредители Союза ССР, подписавшие Союзный договор 1922 года, далее именуемые Высокими Договаривающимися Сторонами, констатируют, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность, прекращает свое существование.

… Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств (СНГ). Деятельность органов бывшего Союза ССР на территориях государств – членов Содружества прекращается.

С. Шушкевич. Б.Ельцин. Л. Кравчук

Вот так мы с вами 9 декабря проснулись в другой, чужой стране…

Прошло более 24 лет с декабря 1991 года, когда советская страна была уничтожена. В мировой истории нет примера, чтобы глава государства сознательно вел дело к ликвидации страны, в то время как Горбачев М.С. за эту работу получил Нобелевскую премию, стал лучшим немцем в Германии и иудой в своей стране.

ВЛАДИМИР ПИГАВАЕВ

член Союза журналистов СССР и Казахстана