МОНОПОЛИСТЫ НЕ ЖЕЛАЮТ ДИАЛОГА С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Газета "Flash!"

11 ноября в усть-каменогорске вк обком коммунистической народной партии казахстана проводил круглый на тему предстоящего повышения тарифов на электричество, тепло и горячую воду.

Были приглашены все заинтересованные стороны – представители предприятий, оказывающих данные услуги; сотрудники областного акимата; депутаты областного и городского маслихатов; представители департамента по регулированию естественных монополий и защите конкуренции по ВКО; департамента государственных доходов по ВКО, а также представители филиалов политических партий, НПО, Совета общественности и СМИ, всего около 30 человек.

В таком широком составе коммунисты хотели обсудить причины резкого удорожания услуг естественных монополистов на ближайшие 5 лет, исходя из их заявок на предельные тарифы на 2016-2020 гг.

Однако круглый стол был сор ван. Рассказывает секретарь ВК обкома КНПК Сергей Михеев:

— Хочу напомнить, что в конце октября в Усть-Каменогорске уже проходили общественные слушания по этому вопросу. Однако многие моменты из объяснений монополистов и чиновников антимонопольного комитета по столь значительному повышению тарифов остались не вполне ясными и понятными для широкого круга людей. Поэтому народные коммунисты ВКО и приглашённая ими общественность региона предполагали услышать более аргументированные и понятные доводы от всех организаций («ВК РЭК», «АЕS УК ТЭЦ» и «УК Тепловые Сети»), подавших заявки на повышение тарифов. Также хотелось услышать о мерах, предпринимаемых исполнительной и законодательной властью области и города, чтобы не допустить дальнейшего обнищания народа и разорения предпринимателей.

Мы хотели задать монополистам и чиновникам следующие вопросы:

— Почему предприятия, оказывающие услуги по тепло и электроснабжению, заведомо подписываются под утверждёнными тарифами, понимая, что они, в конце концов, не позволят выполнить инвестиционные программы предприятий в полном объёме по замене оборудования, ремонту и модернизации изношенных сетей и оборудования?

— Каковы реальные масштабы стоимости тепла, горячей воды и электричества, при помощи которых можно было бы, наконец, остановить рост износа оборудования и перейти к положительной динамике прокладки новых сетей и приобретения оборудования?

— Как объяснить, почему за всё время хозяйствования иностранных компаний в энергетическом секторе Восточного Казахстана, так и не произошла заметная техническая модернизация предприятий энергетики (из 9 котлов на УК ТЭЦ – 8 установлены ещё в 50-х годах прошлого века!)?

— Почему только в результате публичных слушаний, прошедших недавно, буквально накануне нового финансового года, общественность региона была поставлена перед фактом громадной убыточности УК ТЭЦ и ВК РЭК?

Как объясняется тот факт, что причиной повышения тарифов называют резкое удорожание сырья, материалов, транспорта и т.д.? Ведь сырьё (уголь, металл и т.д.) и услуги (ж\д транспорт) являются отечественными, а не импортными, а потому сваливать причины их резкого удорожания на девальвацию тенге не совсем справедливо? Если такое положение объясняется желанием владельцев угольных разрезов, металлургических предприятий и транспортных компаний увеличить свои доходы в условиях нарастания экономического кризиса и финансовой нестабильности, то, где же в таком случае государственный контроль со стороны антимонопольного ведомства, налоговых и финансовых служб, а также местных региональных властей?

Однако прямого диалога с представителями власти и предприятий-монополистов не получилось. И чиновники, и монополисты, словно сговорившись между собой, прислали факсы в офис обкома народных коммунистов, в которых они кратко и по — канцелярски сухо сообщили о причинах своих заявок, или о своей невозможности (необязательности) принять участие в данных слушаниях. Причём, о версии сговора говорит тот факт, что эти факсы пришли в офис обкома уже сразу после открытия заседания, буквально с интервалом в несколько минут. Что же, время отправки факсов было учтено точно. Они понимали, что в обкоме в этот момент никого не было – все уехали на заседание, рассчитывая увидеть всех приглашённых в конференц-зале Института анализа и прогнозирования ВКО. Но чиновники и монополисты в буквальном смысле наплевали на приглашение. А зачем им такие откровенные разговоры? Что они могут сказать? Разве что прямо заявить, что работают ради прибылей и сверхприбылей, а единственный источник такой прибыли – это карманы жителей города и области. Так будет честнее, чем прикрываться мудрёными формулами расчёта тарифов, плакаться об убытках, и призывать население с пониманием отнестись к очередной обдираловке и потуже затянуть пояса. «Нам хочется сладко жить, поэтому, уважаемые сограждане, поделитесь» — вот и всё, что они могут сказать.

Поскольку чиновники и монополисты не желают приходить и разговаривать в таком формате – на круглом столе – они доводят ситуацию до митингов. Люди уже приходят в обком и просят, требуют проведения митинга против повышения цен и тарифов, против заоблачного роста курса доллара, против обнищания! Но мы нацеливаем народ на то, что все вопросы нужно решать путём диалога, открытого разговора. Но, видимо, разговор не получается. Если он и случается, то напоминает разговор слепого с глухим.

Кстати, разговаривать с общественностью призывает Президент страны Н.А. Назарбаев. И не только призывает, но обязывает. Готовится к принятию новый закон — об общественных советах. Об этом рассказал директор Института анализа и прогнозирования ВКО, член Совета общественности Олег Чернышов. Участники заседания обратили внимание на следующее положение законопроекта: «Рекомендации общественных советов являются обязательными для рассмотрения государственными органами, которые принимают предусмотренные законодательством решения и дают мотивированные ответы. Основной целью деятельности общественных советов является выражение мнения гражданского общества по общественно-значимым вопросам».

Остаётся только надеяться, что после принятия нового закона возможностей у чиновников и прочих бюрократов отвязаться от назойливой общественности при помощи бездушной электронной почты или факса уже не будет. И ответ придётся держать.



ВЛАДИМИР САХАРОВ