КАРЕТУ МНЕ, КАРЕТУ!

Газета "Flash!"

Станция скорой помощи Усть-Каменогорска сегодня переживает, на наш взгляд, далеко не лучшие времена: требуют кардинального решения вопросы транспортного обеспечения и строительства станции скорой помощи, либо подстанций. Из года в год журналисты поднимали эти вопросы, но они так и остались кардинально не решенными.


Если ранее стараниями прессы были всего лишь подняты вопросы проблем станции, то в прошлом году были уже направлены обращения всем, вплоть до президента и министра здравоохранения. Затем мы дали время на реализацию программ, а теперь настала очередь подведения итогов.

БУДЕМ ЕЗДИТЬ НА КАРЕТАХ?

Итак, проблема первая: обновление транспорта. Самый «молодой» УАЗик до прибытия последнего пополнения был 2008 года выпуска, с 23-процентным амортизационным износом. Амортизационный износ, это не то же самое, что физический износ. Это, своего рода, финансовое уменьшение стоимости в зависимости от срока эксплуатации. Теперь посмотрите на условия эксплуатации машины, и вы поймете всю драматичность ситуации: машина ездит с небольшими перерывами от ремонта до ремонта, сутками, практически 7 дней в неделю! Что останется от УАЗа через 5 лет? Кто знает «характер» «таблетки», тот поймет – тут впору беспокоиться, чтобы в дороге машина не развалилась, не то, что о больном думать….

С остальным транспортом еще «лучше». Из 38 машин – у 21 износ составляет более 50%, а еще у 7 – 45%. Практически у всех пробег более миллиона километров! А то и по полтора миллиона! А что такое износ транспорта более 50 процентов для Усть-Каменогорска? При работе, в среднем, 27,2 постов, на каждую бригаду приходилось по 21 вызову в сутки. Находящийся в беспрерывном движении от вызова к вызову транспорт, простоял в ремонте только с 1 января 2011 года на 17 февраля 2011 года 3093 часа 25 минут (129 суток)! Остальные вызовы «падают» на плечи оставшихся в «строю». А в результате мы вынуждены мучительно долго ждать «скорую». И пока «скорая» приедет, уже либо выздоровеешь, либо умрешь.

Обновления парка происходят с «удивительной» периодичностью: если 7 автомашин получены в 2009 году, то 5 дополнительных автомобилей в конце 2011 года. Следуя логике списания автомобилей с амортизационным износом в 100 процентов, картина идеальная. А если считать по физическому износу? Не следует ли уже списать машины с амортизационным износом более 50 процентов? Таких уже в начале 2011 года насчитывалось 15 единиц! Почему-то нам чутье подсказывает, что полицейским машины вручают чаще и больше, чем медикам. Здоровье что, не требует охраны? Нам не хочется, чтобы название «карета скорой помощи» стало буквальным!

ИЛИ ГРУЗОВИКИ?

Теперь обратим внимание на качественную сторону обновляемого транспорта. Вы не найдете в его составе врачебной машины, одни санитарные. А что это значит? Все машины – грузопассажирские фургоны, подаренные «с барского плеча» и переоборудованные силами работников станции.

Кто обращал внимание на проезжающие санитарные машины, тот увидел, что маркировка у них зачастую не соответствует стандарту. Разных лет УАЗы раскрашены по-разному. Так и хочется спросить: кисточками красили? Специалист определит, что установлены на них зачастую не сигнально-акустические установки с определенным звуковым давлением (сирены и мигалки), а маячки и «пикалки» с санитарных автомобилей. Отработав значительное время с бригадами на вызовах, мы понимаем, что в самих машинах иногда отсутствуют необходимые условия для оказания помощи и доставки больных в лечебное учреждение.

УАЗик вообще в этом плане неудобен: везут больного с сотрясением мозга или инсультом, а микроавтобус скачет, как горный козел, на каждой колдобине. Носилки на полу, человек бьется головой. Тут и целый мозг не выдержит, уже не говоря о травмированном! От тряски даже иглы из вены выскакивают. Если в спецтранспорте есть все, от лекарственных препаратов до кислородных баллонов, вмонтированных в корпус, то в наших машинах в салоне не повернуться.

Взять бы да повозить таким образом чиновников, сразу оценили бы! Но, нет, кого не спросишь, только и слышно отговорку: «По нашим дорогам УАЗ самый подходящий». Так, если думать подобным образом, то вообще нужно переселить медиков на Уралы и КрАЗы! Купите грузовики, работники их переоборудуют. А затем, изумляя мировое сообщество, передовые устькаменогорские медики будут мотаться по городу на этих махинах, а больные будут блаженно дремать под грохот дизельного двигателя, держась за поручни на поворотах! Картина 1920-х годов, да и только. Правда тогда были «полуторки» ГАЗ-АА и ЗИСы…

ЖИВИТЕ ТАК!

Третья проблема заключена в отсутствии нормальных подстанций и станции. Действующая станция расположена в здании 1950-х годов постройки. Помещения в ней, на наш взгляд, тесные и неудобные. Сама она расположена неравномерно, с расстоянием метров в 100 от гаража (которому также нужна модернизация), что требует дополнительного времени и расхода топлива на перемещение машины за остальными членами бригады, которые ждут ее около подъезда, и обратно после прибытия.

Сам Усть-Каменогорск, как известно, представляет собой несколько районов, разделяемых реками Иртыш и Ульба, а также включает в себя несколько пригородных поселков. Для более оперативного реагирования в каждом пригороде требуются подстанции. Их отсутствие тем хуже, что основные больницы расположены в Ульбинском районе.

Из четырех районов пригорода подстанция имеется только в Согре с 1 бригадой, из трех городских районов – в Левобережном (было 2 бригады на 50 тысяч населения) на базе противопожарной службы. Поездка со станции в каждый район составляет 30-50 минут, плюс время на обслуживание, плюс столько же времени на обратный путь к больнице.

Чтобы бригаде попасть на Левый берег, нужно преодолеть 2 моста, либо проехать в объезд 20 километров, но через 1 мост. Возникновение пробок делает выполнение поставленной задачи весьма и весьма затруднительным.

Исследовав ситуацию за несколько лет, мы начинаем понимать, что в городе с высокой концентрацией различного рода производств, при техногенной аварии или катастрофе, при текущем положении, возможно выведение из строя целой системы скорой помощи. Например, ядовитое облако накрывает станцию и БСМП – и все: от кого мы будем ждать помощи?

А МЫ КОСИМ ТРЫН-ТРАВУ?

Описали мы все это и отправили в Астану. Президентские помощники отправили письмо министру, тот Восточно-Казахстанскому управлению здравоохранения. И все дружно прислали ответ, словно переписанный из одного источника. Разница только в «шапочке» письма. Содержание следующее:

«По данным Управления здравоохранения… на 1 января 2011 года процент оснащения… 74,1 процента. В 2008 году… из средств местного бюджета была оснащена санитарным транспортом в количестве 6 штук (не врачебным – ред.). В текущем году планируется приобретение реанимобиля на 11 миллионов 786 тысяч тенге (разве российские «Газели» не дешевле? – ред.). Также дополнительно… до конца полугодия планируется приобретение санитарного автотранспорта (любимые УАЗы, назло нам, налогоплательщикам – ред.)». К тому же, оказывается, у нас есть в приграничных районах подстанции (или письмо не читали, или не поняли о чем идет речь) с 1 круглосуточной бригадой.

Транспорт в 2011 году, как мы сказали, действительно пришел: 4 необорудованных УАЗика и полностью оснащенный реанимобиль «Hyundai». Но, почему опять упор на УАЗы? Оценив положение, мы теперь уже обращаемся к прокуратуре Усть-Каменогорска: может быть, проведете проверку в части соответствия транспорта нормам? И вообще, может быть там по бумагам «Форды» покупают, а на дорогах они в «УАЗы» «преобразуются»…. Разберитесь уже, и дайте нам ответ. Вообще, на наш взгляд государство, в котором воруют миллиардами, вполне могло бы для блага «кормящего» народа подарить настоящие «скорые помощи», а не «кормить полуфабрикатом».

Со станцией тоже пока глухо: согласно ответу от 7 сентября 2012 года, строительство станции на 2011-2015 годы не предусмотрено. Предполагается включение в проект строительство многопрофильной больницы на 300 коек со станцией скорой помощи в рамках государственно-частного партнерства. Что же, может быть когда-нибудь медикам и посчастливиться поработать в новых условиях. Хотя нас терзают смутные сомнения.

Агентство журналистских расследований и правовой информации «ВИТЯЗЬ»



P.S. В других регионах области положение со «скорой» не лучше. Так, в ходе интернет-конференции акима области ему был задан вопрос жителями города Курчатов. Там на весь город, а это 12 тысяч населения – 1 машина «скорой помощи».