ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД НА УЛИЦЕ ЩЕРБАКОВА

Газета "Flash!"

12 лет без централизованного отопления живут люди на улице Щербакова в Усть-Каменогорске. До развала эти двухэтажные дома отапливались от котельной комбината стройматериалов. Но пришла перестройка, превратившаяся в перестрелку и прихватизацию, и комбинат загнулся. Котельная остановилась.


В городском акимате «щербаковцам» предложили суперпроект – поставить в их дома теплофоны.

– В квартирах будет, как в тропиках, – уверяли акиматовские. – Да еще и свобода выбора, когда хотите, включите тепло, когда захотите – выключите. Хотите – регулируйте температуру по своему усмотрению, – расписывали все прелести будущего рая сотрудники отдела ЖКХ. Да еще, по словам жителей, хотели теплофоны им продать. Хоть в рассрочку. Но народ дружно отказался. Поставили бесплатно, облагодетельствовали.


Первая же зима посрамила все посулы чиновников. Город расположен хоть и в южной, но Сибири. И морозы у нас сибирские. Никакие теплофоны при сорокаградусных морозах наши дома не согреют. Это так, «мертвому припарка». Только руки погреть возле них. Уже второй десяток лет жители 8-ми домов по улице Щербакова с ужасом ждут наступления холодов.

– За эти годы зимой у нас никогда в квартирах не было тепло. Зимой мы не живем, выживаем, – рассказывает Алла Лобанцева. – И за этот холод мы платим по 25-30 тысяч тенге в месяц. Столько «накручивается» электричества. Совсем не включать теплофоны тоже нельзя. Хоть на несколько градусов, но они поднимают температуру. В морозы у нас в домах по 10-12 градусов, сейчас на улице теплее.

– Когда ставили теплофоны, нам обещали, что в зимний период отключений электричества не будет. Ни при каких условиях. Но потом стали отключать. Причем всех без разбора, – возмущается Виктор Сергеевич. – Представьте, каково нам зимой без света и без тепла! А еще нам обещали льготный тариф на электричество. И где он?! Мы все поставили двухставочные счетчики, платим по системе «день – ночь». Чтобы хотя бы ночью включить теплофоны и погреться. Но теперь и такая система стала для нас разорительной. Ночное время сократили до 7 утра, а дневной тариф сделали по 12 тенге! Я утеплил свою квартиру по максимуму. Сделал из неё термос. Но все равно холодно, все равно меньше 25 тысяч в месяц не получается.

– А мы готовим еду во времянке во дворе, на печке, – делится своим опытом выживания жительница дома №34 Оралбаева. – Дома свет расходуем только на обогрев. И все равно за свет выходит 120 тысяч за зиму.

– Самое страшное в том, что от холода наши дома стали разрушаться, – говорит Ирина Букова, председатель местного КСК, проживающая в одном из домов. – А ведь дома не старые, построены в середине 80-х годов. Вот посмотрите, что происходит.

Ирина показывает на фасад. Видно, как сверху вниз страшным изломом идет огромная трещина. Заходим в подъезд, и видим, что лестница отходит от стены. Трещина настолько большая, что видно невооруженным глазом – еще год-два, и лестница обрушится.

Про потолок и говорить нечего. В разлом свободно зайдет рука.

Заходим в квартиру. Еще только начало октября, но даже через куртку чувствуется холод. Непроизвольно пробегают мурашки по телу. Жильцы, и взрослые, и дети, одеты в теплые свитера. Несмотря на дневное время окна зашторены. На потолке огромные трещины, в углах – потеки, отвалившиеся обои (на фото).

– Мы все делали ремонт, но это бесполезно, – поясняет Ирина Букова. – За зиму все отваливается. А разве можно хоть как- то заделать громадные трещины в потолке? Все высыпается. Если мы не решим вопрос с теплом, дома обречены. Многие уже бросили квартиры, живут только летом, а зимой они пустуют.

В подвалах зимой нарастают целые сталактиты льда. Весной все это тает и подвалы затапливает. А ведь там электрощитовые!

Самое интересное в том, что недавно дома на Щербакова обследовала жилищная инспекция. И сделала вывод, что аварийными они не являются!

– Мы же не просим сноса или переселения! – восклицает Ирина. – Мы хотим жить в своих квартирах. Будет нормальное тепло, мы все восстановим сами.

Горячей воды у обитателей улицы Щербакова, естественно, тоже нет. Они нагревают воду через бойлеры.

– Вы посмотрите, какую воду мы пьем, – возмущается житель микрорайона Зеленский. – Мы используем, по сути, техническую воду. От нее выходят из строя бойлеры, чайники, стиральные машины!

Для иллюстрации наливаем воду в стакан. Через несколько секунд в этой мутной жидкости начинают скакать пузырьки, будто она газированная.

– СЭС берет пробы, делает заключение, что вода нормальная. А у нее жесткость превышает норму в 5 раз! – поясняет Ирина Букова.

Дома на улице Щербакова повторили судьбу других обособленных микрорайонов города, в советское время отапливавшихся от локальных котельных. Сколько замерзал Карабах – район арматурного завода! Там тоже власти решили поэкспериментировать. Поставили мини-котельные на солярке. Но цены на солярку взлетели на заоблачную высоту. Несколько лет люди замерзали без отопления. Были даже случаи гибели от обморожения. Кое-как, благодаря усилиям депутатов городского маслихата II созыва, район все же подключили к ТЭЦ. 5 километровая ветка теплотрассы обошлась в 150 млн. тенге. Подключили к ТЭЦ и район Прохладная, расположенный недалеко от ул. Щербакова. Решается вопрос о подключении к центральной системе и Промбазы. Пытались отапливать мини-котельными на солярке и дома на Гавани. Но проект тоже провалился. Часть бараков там снесли, а из оставшихся народ сам по себе разъехался, нелегально продав квартиры за 500 – 1000 долларов переселенцам из аулов. Ну, а переселенцы, сами живущие на птичьих правах, естественно, ничего от властей не требуют. По Гавани вопрос решился сам собой. Этот район превратился в местный Гарлем, в гетто, забытый властью.

Некогда вполне приличный микрорайон по ул. Щербакова постепенно тоже превращается в гетто. С одной стороны золоотвал, с другой – мусорная свалка. Нет тепла, воды. Негде играть детям, их «детский городок – это развалины недостроенного дома (на фото). Недалёк тот день, когда здесь останутся только те, кому некуда податься. Ведь дешевле снимать квартиру и жить в тепле, чем платить по 30000 за свет и жить в холоде.

Жители Щербакова не один раз обращались с просьбой подключить их дома к ТЭЦ. Всего-то нужно проложить 1200 метров теплотрассы. Но получали постоянный отказ. Но, похоже, терпение у них кончается. 12 октября они собрались, чтобы поговорить о своем житье – бытье и решить, что же делать дальше. К ним на собрание приехали депутат областного маслихата Виктор Кутовой и секретарь городской парторганизации Коммунистической народной партии Казахстана Гаухар Ботабаева.

– Мы с ужасом ждем повышения тарифов на электричество, – говорит Алла Лобанцева. – Сейчас мы платим за свет по 30 тысяч, а будем платить все 50! Где брать такие деньги?

Решили выбрать инициативную группу и добиваться подключения к центральному отоплению.

– Чтобы в следующем году жить в тепле, нужно включить затраты на проектно-сметную документацию и строительство теплотрассы в бюджет 2013 года. Это еще можно успеть сделать, – говорит секретарь городской парторганизации КНПК Гаухар Ботабаева. – В городе есть средства. Находят же деньги для аллеи любви, скульптур, надписей на горах, найдут и на теплотрассу. Тем более, что Серик Таукебаев доложил, что выполнение доходной части бюджета идет с перевыполнением. Может быть, уже этих средств хватит на теплотрассу. Мы все живем в этом городе и не можем позволить, чтобы наши земляки замерзали. Сначала обеспечьте всех теплом, элементарными благами цивилизации – а потом уже обставляйте хоть весь город скульптурами.

– Терпеть дальше уже невозможно. Дома разрушаются, за свет мы скоро уже не сможем платить, мы заходим в тупик. Властям на нас, похоже, наплевать. Будем сидеть, сложа руки, так и замерзнем в своих ледниках. Нужно действовать, – таково было резюме собрания. Свою твердую поддержку пообещал депутат Кутовой. А пока, как программу – минимум, решили добиться введения льготного тарифа на электроэнергию на осень и зиму.

Как же резко изменилась наша жизнь, если верхом мечтаний людей является тепло в квартирах! И как же оторвалась власть от народа, если не может обеспечить самые элементарные условия жизни!

Теперь всё зависит от акима города и секретаря городского маслихата. Конечно, и Серик Шауенович, и Владимир Михайлович работают в тёплых, уютных кабинетах. Да и в квартирах у них явно не теплофоны. Но, может быть, они все-таки посочувствуют простым смертным с улицы Щербакова, оторвутся от помпезных проектов и помогут завершить их явно затянувшийся ледниковый период? Или у чиновников уже навсегда наступил ледниковый период в их душах и никакие страдания народа этот ледник уже не растопят?

Денис ДАНИЛЕВСКИЙ