ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА

Газета "Flash!"

В этом году в Казахстане собран сравнительно малый урожай зерновых, предварительно около 13 млн. тонн. В совокупности с низким мировым урожаем это спровоцировало слухи о грядущем повышении цен на пшеницу и хлеб.


Слухи подкрепляются регулярными ценовыми скачками. Местные власти под нажимом центральных исполнительных органов едва сдерживают цены. Последний раз схожая ситуация складывалась в 2007 году. Тогда, несмотря на все усилия властей, страна едва не осталась без запасов муки, а цены выросли не только на хлеб, но и на другие продукты питания (молоко, мясо и так далее). В ожидании нового скачка цен на социальный хлеб исследовательское агентство «Рейтинг. кz» провело исследование по мониторингу цен на социальный хлеб в 16-ти крупнейших городах Казахстана.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

По результатам исследования выяснилось, что в большинстве крупных городов страны хлебопёки в той или иной мере завышают стоимость хлеба за счёт увеличения цены, предусмотренной по меморандуму и несоблюдению весовых характеристик хлеба.

Так отношение фактической цены хлеба к официальной цене составляет её превышение в Астане на 2%, в Алматы на 5%, в Усть-Каменогорске на 18%, в Уральске на 54%, в Кокшетау на 58%.

Исследование подтвердило тот факт, что в Казахстане фактически отсутствует единый стандарт веса для социального хлеба, который колеблется в коридоре от 500 до 650 граммов в булке (в этом отношении Усть-Каменогорск держит заявленный вес в 550 граммов в норме).

Далее в исследовании сообщается о том, что во многих городах цена булки социального хлеба близка к розничной стоимости килограмма муки высшего сорта, что является якобы нонсенсом, так как из килограмма муки можно приготовить несколько булок хлеба. В частности, в Усть-Каменогорске, при стоимости муки данного сорта в 80 тенге, стоимость булки составляет 55 тенге, или «всего» в 1,5 раза меньше.

На основании выше перечисленных разрозненных данных исследовательское агентство делает весьма маловразумительные и плохо аргументированные выводы и рекомендации.

Так, заявляется, что ключевым моментом исследования являлось определение доли муки в общей составляющей цены социального хлеба. И тут же дается оговорка, что цена на муку не является фактором, влияющим на цену хлеба (?). Далее признаётся, что политика ценообразования отечественных хлебопёков является для них «тайной за семью печатями», но это не мешает исследователям просчитать разницу между фактической и «справедливой» ценой на булку хлеба по стране. Эта разница по мнению агентства составляет 6 тенге. И если исходить из того, что среднестатистический казахстанец съедает в день полбулки хлеба, то суммарная годовая переплата населения за хлеб составляет около 17,5 млрд. тенге (около 117 млн. долларов). Вот, оказывается, кто обирает несчастных казахстанцев!

НАШ КОММЕНТАРИЙ

Не оспаривая отдельных фактов и выводов, сделанных в исследовании, отметим нелогичность многих выводов аналитиков. Вполне возможно, что они сознательно уводят читателей от критического анализа «осеннего обострения цен», сваливая всю вину за бедственное положение народа на хлебопеков. Любопытно, что данное исследование появилось буквально накануне официально подтверждённого антимонопольным комитетом разрешения на очередное повышение цены на ГСМ. Возможен вывод, что появление исследования о переплате за хлеб, требовалось, чтобы отчасти перевести раздражение в обществе от истинного виновника подорожания стоимости жизни.

Очевидно, что цену на хлеб определяет множество факторов. Помимо цены на муку в их число входят транспортные расходы, цены на ГСМ, уровень коммунальных тарифов и многое другое. За разъяснениями по поводу выводов исследовательского агентства, мы обратились к одному из городских хлебопёков, имя которого по его просьбе умолчим.

– На этой неделе появилось сообщение, что хлебопёки городов и районов неохотно пользуются дешёвой мукой Продкорпорации. Из 19 тысяч тонн была выбрана только треть. Аким области пообещал, что будет наказывать тех, кто допустит подорожание хлеба.

– На мой взгляд, подобными высказываниями дискредитируется сама идея рыночных отношений. Если у нас объявлено о фундаментальности рыночных ценностей, то, как это связать с принудиловкой. По поводу Продкорпорации могу сказать следующее. Деятельность этого госоргана ещё очень далека от тех целей, какие были заявлены при её создании. Начнём с того, что зерно, идущее в дальнейшем на муку, крестьянские хозяйства туда отдают по остаточному принципу, зачастую бросовое, подмоченное и проросшее. Хорошее зерно, естественно, оставляют для свободной продажи по более высокой цене частным элеваторам. В муке из Продкорпорации недостаточно клейковины, отсюда низкое качество социального хлеба. Он крошится, не может долго хранится. В сентябре этого года вообще случился неприятный случай, когда была поставлена мука из проросшего зерна. В итоге хлеб не пропёкся, а та часть, которую пустили в продажу, была возвращена возмущёнными покупателями. Вот так и получается, что за качество конечного продукта отвечаем мы, а цену на муку и её качество диктуют чиновники. Поэтому, чтобы сохранить «съедобность» хлеба, нам зачастую приходится навязанную хлебопёкам муку из Продкорпорации везти на частные мельницы и мешать её с качественной и дорогой мукой. Власти от этого факта отмахиваются, мол, это ваши проблемы, но цены должны быть минимальными и фиксированными. А как этого достичь? Никто не учитывает нашу доплату частным мукомолам. Молчат чиновники и о таком любопытном казусе. В пустынных южных областях (Тараз, Кызылорда, Шымкент) мука высшего сорта стоит 64-70 тенге, а в зернопроизводящих областях доходит и до 110 тенге (Кокшетау-90, Астана-110), хотя по логике вещей должно быть наоборот. Муку перебрасывают из одного региона страны в другой, везде она перемешивается, сортность уже и не понять какая. Кому-то это видимо очень выгодно, но только не нам.

Теперь о ценообразовании на хлеб. Исследователи признались, что для них это «тайна». Что же тогда это за исследование? Поясняю. Ещё лет десять назад составляющая муки в цене на хлеб превышала 50%. На сегодня эта составляющая едва тянет и на 30%. Всё остальное – это рост налогов, тарифов, цен на энергоносители и так далее. Вспомним, в начале века стандартный «кирпич» хлеба стоил 25 тенге, а бензин 35 тенге. Сегодня это соотношение выглядит так, 55 тенге за хлеб и 110 за бензин. Приближённо хлеб подорожал в 2 раза, а бензин в 3! Вот откуда «ноги растут» у цен и не только на хлеб, а на всё! Проезд на автобусе стоил десять лет назад 25 тенге, а сейчас 60, и уже обогнал стоимость булки! Напомню, что в советские времена при стоимости хлеба 16-24 копейки, стоимость проезда равнялась 5 копейкам! Тогда при этом много говорилось, что хлеб стал настолько дешёвым, что школьники пинали его ногами на переменах. То же самое мы видим и сейчас. С чего взялось такое мнение, что хлеб – определяющий продукт в семейном бюджете? Максимум его потребляется на 800-1000 тенге в месяц на человека. Даже при доходах в 40 тысяч в месяц, это не более 2% от всех месячных затрат. Кстати, это соотношение сопоставимо и с советским семейным бюджетом. Что значит не «пущать» повышения цены на кирпич-булку даже на 5 тенге в год? Дополнительно это составляет не более 100 тенге в месяц, цена одной пачки сигарет! Чего власти боятся? Ведь по официальным источникам, среднемесячная зарплата в городе 80000 тенге! А мы, под видом «заботы» государства о населении, который год не можем повысить зарплату пекарям. Уж они-то точно не видят такой среднестатистической зарплаты даже во сне. За свой, надо сказать, особенно для несведущих, довольно тяжёлый ночной труд. Пусть чиновники попробуют хоть одну ночь постоять у печи в пекарне! Не видят такую зарплату и хлеборобы на селе. А может, тогда и нет таких средних зарплат? Вот чиновники и боятся копеечного повышения цены на хлеб? Ну, тогда надо прямо заявить народу, что разрыв в уровне жизни между богатыми и бедными в Казахстане, по самым щадящим оценкам, достигает пропорции 1 к 30. Поэтому значительная часть казахстанцев занята обеспечением своего выживания. А при таком раскладе и 100 тенге в месячном семейном бюджете играют роль. А далее давайте идти к госрегулированию, почему же регулируются только цены на хлеб, давайте все регулировать, с возрождением Госплана, Госснаба и прочим атрибутам государственной монополии. В нашей отрасли давайте оставить один хлебозавод, станем снабжать его продразвёрсточным зерном и сохранять максимум цен.

– Что же, ни для кого не секрет, что Казахстан является крупным экспортёром зерна. Тем не менее, существующие механизмы не позволяют сдерживать цены в неурожайные годы. Как показывает практика, в такие годы цены на хлеб значительно увеличиваются, а в годы рекордных урожаев сохраняются на прежнем уровне. Это свидетельствует как о наличии мощного зернового лобби в ветвях власти, так и определяющих причинах роста цен. А в ежегодном безудержном скачке цен, продукция хлебопёков, несмотря на свою значимость, играет далеко не первую скрипку. Тем не менее, почему-то именно хлебопёков делают «козлами отпущения». Вот такой у нас на сегодня рынок. Спасибо за беседу. Наверное, читатели прекрасно понимают – почему у нас растут цены и кто от этого имеет выгоду.

Сергей МИХЕЕВ