КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ВСТУПЛЕНИЮ В ВТО?

Газета "Flash!"

Об этом шла речь на консультациях, организованных министерством экономического развития и торговли совместно с Национальной экономической палатой «Атамекен». Подобные консультации проходят во всех регионах Казахстана, и вслед за Алматы они состоялись в Усть-Каменогорске. Главная цель — не только проинформировать бизнес-сообщество о предстоящих изменениях, но и выслушать мнение самих предпринимателей и их объединений о проблемных вопросах, наметить пути их решения.



В ВТО ВСЛЕД ЗА РОССИЕЙ

Генеральный директор АО «Центр развития торговых отношений» Руслан Султанов сообщил собравшимся, что процесс вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию практически завершён. Переговорный процесс, длившийся почти 18 лет, закончился. Подписаны все соглашения. Теперь дело за ратификацией. Ратификация соглашений о вступлении России в ВТО должна состояться до 23 июля. Через месяц, к 1 сентября, эти соглашения примут силу закона.

Россия вместе с Казахстаном и Беларусью находится в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Вступление России в ВТО неразделимо с нахождением её в этих интеграционных объединениях. В рамках ТС существует соглашение, что обязательства страны, первой вступившей в ВТО, становятся и правовой базой Таможенного союза. Затем, по мере вступления в ВТО других стран – участниц ТС, правовая база союза корректируется с учётом этих условий, вырабатываются единые подходы.

Естественно, после вступления в ВТО России в ТС неизбежно изменятся некоторые единые таможенные тарифы. Главная задача казахстанского бизнес-сообщества и правительства – это выявить проблемные вопросы по казахстанским предприятиям и выработать меры их защиты. Времени остаётся не так много, а работа предстоит большая. «Центр развития торговой политики» готов разослать всем заинтересованным предприятиям и бизнес-ассоциациям российские соглашения о вступлении в ВТО и узнать их мнение по планируемым новым единым таможенным тарифам. Это огромный документ объёмом более 600 страниц и номенклатурой наименований товаров в 11125 единиц. Работа титаническая, но провести её необходимо. Лучше заранее согласовать все вопросы, потом будет поздно. Новые тарифы станут реальностью.

Руслан Султанов разделил все новые тарифы на несколько групп. Прежде всего – это тарифы, которые будут снижены. В первую очередь, снижение коснётся всей транспортной группы. Т.е тарифы на ввозимый транспорт в России будут снижены. В последние годы российский автопром получил большую государственную поддержку и рывок в своём развитии именно благодаря увеличению таможенных тарифов на импортные авто, особенно на машины, бывшие в употреблении. Теперь ситуация будет меняться в сторону их снижения.

Вторая группа тарифов – это подлежащие повышению, но те, которые казахстанские предприятия могут не поддержать. Например, по некоторым группам возможно увеличение стоимости сырья, ввозимого в Казахстан. А это скажется негативно на экономике.

И, наконец, третья группа – это повышенные тарифы, которые могут быть поддержаны бизнесом Казахстана.

Руслан Султанов подчеркнул, что правила Всемирной торговой организации устанавливают лишь фиксированные уровни таможенных тарифов. Любая страна- участница ВТО может затем в рамках переговорных процессов устанавливать свои защитные меры – торговые, антидемпинговые и компенсационные. Антидемпинговые меры применяются, когда страна-импортёр заведомо снижает цену, что бьёт по отечественным производителям аналогичной продукции. Если одна из стран субсидирует экспорт, то может применяться защитная компенсационная мера.

Сейчас таким мерам подвергается наша металлургия. США и страны ЕС часто применяют в отношении наших металлургов антидемпинговые меры.

– Ситуация осложняется и тем, что Казахстан до сих пор в этих государствах не имеет статуса страны с рыночной экономикой. Поэтому, когда в ЕС определяют таможенную пошлину на наш экспорт, то нас сравнивают с каким-нибудь Зимбабве. И устанавливают заградительную пошлину не в 10, а в 70-80%, – сказал Рустам Султанов.

Все эти вопросы выносятся на Евразийскую экономическую комиссию – наднациональный орган Единого экономического пространства. Чтобы отработать все вопросы, связанные со вступлением России в ВТО и грядущими изменениями в таможенной тарифной политике ТС, образуется оперативный штаб по вопросам экономической интеграции под руководством вице-министра Тимура Жаксалыкова. В штабе будут как представители госорганов, так и представители бизнес-ассоциаций. Работа будет проходить, в том числе и через видеоконференции, в электронном формате – так что высказать своё мнение смогут все.

Затем Рустам Султанов выслушал мнения и предложения собравшихся.

ШУМЕЛ СУРОВО ВОСТОЧНЫЙ ЛЕС

Председатель Ассоциации предприятий лесной и деревообрабатывающей промышленности ВКО Владимир Резанов вновь, в очередной раз поставил вопрос об отмене запрета на экспорт изделий лесной промышленности. Сначала запрет был введен на экспорт необработанного круглого леса, а затем он распространился и на обработанную древесину, и на готовые изделия. В результате лесная и деревообрабатывающая промышленность агонизируют.

– До 90-х годов Казахстан импортировал из России 8-10 млн. кубометров древесины, 2-3 млн. производили сами. Мы на 85% закрывали потребность в мебели. Отрасль давала 5% ВВП, 47 млрд. тенге. Сейчас едва даём 1 млрд. Было 10000 рабочих мест, сейчас – 1500 зимой, 800 – летом. Вот до чего мы дошли, – рассказал Владимир Иванович. – В лесу не проводятся порубки. Лес болеет, 87% деревьев подвержены болезням. Прошлогодний ураган в Алматы показал, к чему это ведёт. Сваленными оказались как раз больные и старые деревья.

Нам говорят – завозите древесину из России. Но мы не можем экспортировать даже изделия, произведённые из российской древесины! Мы производим только на внутренний рынок. А он, после образования Таможенного союза оказался заполонён российской и белорусской мебелью. Алматинский завод, в который вложили 50 млн. евро, работает на 25% мощности, новый Карагандинский завод стоит. К нам не идут инвесторы. Чтобы запустить завод ДСП нужно 150-200 млн. евро. В таких условиях к нам никто не придёт, а у нас таких средств нет, – продолжил Владимир Резанов.

– Во всём мире правила лесопользования установлены с XVIII века. Они очень просты. Лес делится на 100 квадратов. Вырубили первый квадрат – начали его восстанавливать. Когда дошли до вырубки сотого – первый уже вырос. А сегодня мы вырубаем 0,1% лесных площадей! Понятно, что эти запреты были связаны с уничтожением Семипалатинского бора. Но почему за его уничтожение никто не был наказан, почему страдают деревообработчики, – задал резонный вопрос Резанов.

Генеральный директор Центра развития торговой политики Рустам Султанов согласился с доводами главного деревообработчика области.

– Леса в Казахстане как такового нет. Он есть только на Востоке и на Севере. Чтобы весь его не вырубили, и был введён запрет на вырубку и на экспорт даже обработанной древесины. Получается, что вы не можете вывезти даже изделия из российской древесины. Вся проблема заключается в мерах администрирования, контроля. Подавайте свои предложения – как решить вопрос вывоза обработанной древесины, мы рассмотрим его на оперативном штабе.

Владимир Резанов пообещал не только прислать предложения, но и приехать на заседание оперативного штаба.

ВСЁ РАВНО БУДЕМ БРАТЬ КИТАЙСКИЕ АВТОБУСЫ!

Заместитель генерального директора «Daewoo Bus Kazakhstan» (Семейский автозавод) Марат Макишев рассказал о нелёгких буднях отечественного автопрома. Завод, производящий городские автобусы, только-только начал вставать на ноги. В этом году намечено произвести 200 автобусов. Пошёл экспорт автобусов в Россию. Но тут – как снег на голову решение россиян о введении утилизационного сбора на ввозимые автомобили. Это практически ставит крест на планах освоения нашими автобусами российского рынка.

– Введение утилизационного сбора – это защитная мера России в связи со снижением таможенных пошлин на импортные авто после вступления в ВТО. Это мера поддержки российского автопрома. Автомобили, произведённые на российских автозаводах, от такого сбора освобождены. На них завод-изготовитель выдаёт сертификат, который гарантирует, что впоследствии машина будет утилизирована самим заводом. Сейчас обсуждается вопрос, чтобы казахстанские автопроизводители не платили утилизационный сбор при экспорте в Россию. Но для этого нужно, чтобы наши автозаводы также выдавали такие сертификаты. И не только сертификаты. Ведь бумага сама по себе ничего не решает. Нужно развивать систему утилизации, а её в Казахстане пока нет, тем более – утилизации автобусов. В России утилизация более развита. Особенно этому способствовало решение о замене старого автомобиля новым, когда за утилизацию государство доплачивало до 50 тыс. рублей, – пояснил генеральный директор Центра развития торговой политики Рустам Султанов.

От разговора про утилизационный сбор перешли к более глобальным вопросам отечественного автопрома. В условиях перспективы снижения таможенных пошлин на ввозимые автобусы и автомобили (сейчас она составляет 20%, а к 2017 году снизится до 10%) конкурировать с китайским производством будет невозможно. В этой связи было высказано предложение, чтобы был образован международный сертификационный центр в Москве, чтобы китайские автобусы проходили сертификацию там. В Казахстане подобных центров нет. Поэтому невозможно даже доказать, если ввозишь машину, соответствующую Евро-4.

Подняли вопрос и о качестве казахстанского топлива. Тот же Семейский автозавод выпускает автобусы в соответствии со стандартами Евро-3. А солярка этим требованиям не соответствует.

– Мы уже замучились с гарантийным обслуживанием. Всё летит из-за плохой солярки, а гарантийный ремонт делаем мы. Все говорят, что мы выпускаем плохую продукцию, – сказал Марат Макишев.

Его в этом вопросе поддержал председатель Ассоциации автоперевозчиков ВКО Николай Масич:

– У нас солярка вообще ничему не соответствует: ни Евро, ни ГОСТу, ни техническим регламентам. И что же должно вылетать из выхлопной трубы?! А перевозчика, как говорится, за это имеют по полной программе – мол, атмосферу загрязняет.

Николай Масич не согласен с высокими ввозными пошлинами на подержанные импортные машины. Введен запрет на ввоз автобусов старше 5 лет. Но, по мнению главы автоперевозчиков, европейские машины старше 5 лет соответствуют всем требованиям.

– Перевозчики вынуждены покупать либо подержанные европейские машины, либо новые китайские. К сожалению, автобусы и местного производства, и российского уступают им и по цене и по качеству. Китайский можно взять за 80-90 тыс. долларов. И этим все сказано. Одними запретами ничего не решишь. Вот если бы правительство разработало специальную программу поддержки… Допустим, мы берем местный автобус в рассрочку, а государство погашает проценты по кредиту. Тогда был бы резон покупать эти автобусы. А так – перевозчики просто не в состоянии покупать новые машины.

В Усть-Каменогорске, например, власти до сих пор не могут определиться, что же такое городской общественный транспорт – бизнес или государственный социальный заказ? Во всем мире городской транспорт дотационный. А у нас государство полностью отстранилось. Если это бизнес – то давайте работать по законам рынка и повышать стоимость проезда. Если это госзаказ — то выделяйте дотацию. Цену за проезд сделали политическим вопросом и просто административным путем ее держат. В это время повышается цена горючего, все повышается… Тогда давайте все цены держать, почему только один проезд?

Генеральный директор Центра развития торговой политики Рустам Султанов в качестве примера привел ситуацию с местным заводом «Азия Авто».

– Завод 10 лет по большому счету ничего не производил. Если бы мы еще в 2002 году запретили ввоз праворульных иномарок, то сегодня уже бы почти все ездили на машинах отечественной сборки. Но мы ввели запретительные меры только в 2010 году, и завод стал набирать обороты. Что касается качества, то оно зависит от покупательской способности. Маркетологи изучают основной потребительский сегмент. И в зависимости от финансовых возможностей потребителя принимается решение. Изготовители идут на удешевление модели, а это влияет и на качество. Зато за счет более дешевых моделей предприятие получает возможность развиваться и переходить к выпуску более качественных автомобилей.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО СПАСЕТ ТОЛЬКО КООПЕРАЦИЯ

Как будет с государственным субсидированием аграрного сектора? Этот вопрос поднял председатель областной ассоциации товаропроизводителей «АРГО» Жомарт Манаков.

– Таможенный союз открыл перед нашими сельхозпроизводителями огромный рынок. В общественном мнении существует определенный негативный фон по этому поводу. Конечно, теперь россияне приезжают в наши приграничные регионы и покупают урожай, чуть ли не на корню. Цены, естественно, растут. За это и критикуют Таможенный союз. Но зато сельхозпроизводители получили возможность развиваться. Со временем стабилизируется и ситуация с ценами. Это длительный процесс. Те крестьянские хозяйства, которые хотят развиваться, такую возможность теперь имеют. У них будет расти и качество. Ну, а те, кто пользуется старыми технологиями, кто сидит на месте – у них и доходов не будет.

ВТО устанавливает обязательства страны по уровню поддержки сельского хозяйства, его максимальный уровень. Сейчас в ВТО – это 10% от валового продукта. В Казахстане же этот уровень сегодня составляет 4%. И то стоит задача, чтобы эти деньги доходили непосредственно до крестьян, уровень коррупции огромный.

Такие же соглашения есть и на уровне Единого экономического пространства. Так, Беларусь в рамках этих обязательств будет снижать объем господдержки сельского хозяйства. У них сейчас он составляет 18%, а снизят до 10. А мы будем повышать, у нас еще огромные резервы, – сообщил Рустам Султанов.

Представитель крестьянства области Жомарт Манаков также напомнил, что было обращение в правительство с предложением изменить принцип субсидирования – давать субсидию не на гектар посевной площади, а за конечную продукцию. Зачастую бывают случаи, когда выращенный урожай даже не собирают – ведь деньги за посев уже получены. Также, на его взгляд, нужно твердо определить те культуры, которые подлежат субсидированию, чтобы не менять их каждый год. Обратил он внимание и на низкий размер государственных субсидий. В такой «самой захудалой», как он выразился, аграрной стране, как Бразилия, субсидии составляют 190 евро на гектар, а у нас – 1000 тенге!

Председатель профсоюза работников малого и среднего бизнеса ВКО Галина Казанцева отметила, что при этом, даже столь небольшие субсидии могут получить далеко не все – только крупные сельхозформирования. Малые крестьянские хозяйства под субсидирование не попадают.

Рустам Султанов подчеркнул, что будущее вообще за крупными хозяйствами. У нас, к сожалению, картина такова, что 80-90% сельхозпродукции производится в мелких или личных подсобных хозяйствах. А это плохо, очень плохо. Это не дает эффекта. В Беларуси, например, основными производителями являются крупные хозяйства. И нам нужно идти по пути постепенной кооперации, мелкие хозяйства могут объединяться в кооперативы и получать, таким образом, субсидии.

– В Беларуси другая ситуация – там не разрушали колхозы и совхозы, – возразил председатель ассоциации «АРГО». – А у нас аграрный сектор разбомбили до основания. Теперь нужно учитывать менталитет казахстанских фермеров. Кооперативы уже создавались в бытность министра сельского хозяйства Есимова. Объединялись до 10 хозяйств. И что в итоге – перессорились, пересудились. Нет, каким-то административным, волевым путем кооперирование не получится. Нужно разрабатывать механизм поддержки малых крестьянских хозяйств, чтобы они поднялись до уровня средних, а средние – до крупных.

– Восточный Казахстан богат медом, мед, в основном, получают на мелких пасеках. Ведь такие мелкие пасеки никогда сами не выйдут на внешний рынок, – привел пример Рустам Султанов.

– Мед прекрасно покупают через ассоциации. Тот же Агросоюз Алтайского края прекрасно знает наш рынок. Это мощная организация, без согласования с ней губернатор Алтайского края не принимает ни одно решение по сельскому хозяйству. Нам тоже нужно создавать такие ассоциации, наделять их полномочиями, через них вести и субсидирование и торговлю, – сказал Жомарт Манаков.

– И все-таки, будущее за объединением крестьянских хозяйств. Если начнут объединяться идеологически, ради достижения каких-то общих интересов, то постепенно придут и к объединению производственному, – убежден Рустам Султанов.

НЕ В КОНЯ КОРМ

Не всегда защитные таможенные меры отечественные предприятия используют для своего развития. Примеры привела председатель профсоюза работников малого и среднего бизнеса ВКО Галина Казанцева.

В городе Туркестан есть завод по производству ваты. Но он выпускает техническую вату. Медицинскую вату мы завозили из Узбекистана. Туркестанцы решили производить ее у себя, правительство поставило повышенную пошлину на узбекскую вату. И что же?

– Получился скандал. Под видом медицинской – завод поставил техническую вату. Медики были в шоке. Вата начинает жечь при первом прикосновении к коже. Вся партия оказалась негодной. Пришлось вновь покупать в том же Узбекистане, – рассказывает Галина Казанцева.

Власти вводят защитные меры, но это не влияет на снижение цены. Пример – кондитерские изделия. Ввели повышенные пошлины на конфеты, но продукция казахстанских кондитеров совсем не подешевела, а, наоборот, подорожала. По ее мнению, необходим анализ эффективности таких защитных мер.

АЛЬТЕРНАТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ – НЕТ

Завершая консультации, Рустам Султанов подчеркнул, что 29 июня состоится первое заседание оперативного штаба. Предпринимателям нужно активнее подключиться к обсуждению всех проблемных вопросов, связанных с предстоящим вступлением России в ВТО и началом действия норм ВТО на территории Таможенного союза. При этом на завершающей стадии находятся переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию Казахстана. Партнеры по ТС, Единому экономическому пространству будут совместно решать вопросы вступления и нахождения в ВТО. Альтернативы интеграции на евразийском пространстве нет. Только вместе мы сможем выстоять и развиваться в сложном глобальном мире.

Сообщаем, что свои предложения можно направлять в Центр развития торговой политики по факсу 8-(7172) 74-39-59.

Большую организационную работу по проведению консультаций провело областное отделение Национальной экономической палаты «Атамекен» под руководством Игоря Шацкого. Игорь Владимирович хорошо известен в области как активный общественный деятель, председатель Ассоциации строителей ВКО. Недавно он также возглавил ВК филиал НЭП «Атамекен», с чем мы его и поздравляем.

Подготовил Денис ДАНИЛЕВСКИЙ