МЕТАМОРФОЗА ПО ОТНОШЕНИЮ К ТАРИФАМ

Газета "Flash!"

Вот уж воистину у нас – «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится!». Это к тому, что лишь после 1 июля, когда стали поступать счета на оплату холодной воды и канализации за июнь по вновь утверждённому тарифу, рассчитанному с 01.06 2015 года, согласно которому услуги ГКП «Оскемен Водоканал» подорожали на 100% для населения и в среднем на 50% для юридических лиц, появились недовольные высказывания на этот счёт.


В частности, в областных СМИ широко было озвучено мнение директора областной Палаты предпринимателей Игоря Шацкого, в котором он предвещает хозяйственный Армагеддон для субъектов бизнеса и ценовой для населения, из-за повышения тарифа на водоснабжение и канализацию: «Тариф поднят более чем на сто процентов, это приведёт к банкротству малого бизнеса… Уже закрылись 26 пекарен по городу, в том числе из-за возросших расходов на водоснабжение… Множество прачечных на грани ликвидации… Цены на товары и услуги для населения неминуемо возрастут… Начнётся ценовой эффект домино…» и так далее.

Всё сказано на сильном эмоциональном фоне, поэтому звучит вполне впечатляюще. Вот он каков, радетель за интересы простого народа в целом и отечественного бизнеса и экономики в частности! – воскликнет простодушный читатель и пользователь социальных сетей, и будет по своему прав, так как часть из высказываний Игоря Владимировича действительно соответствует логике, но лишь часть.

Истоки полемики

Кратко вспомним историю, связанную с повышением тарифа на холодную воду.

Ещё зимой этого года в СМИ было напечатано о подаче заявки на новый тариф со стороны ГКП «Оскемен Водоканал». Казалось бы, вот сейчас и нужно ввязаться в прения и обсуждение по этому вопросу со стороны общественности и представителей бизнеса, так как это напрямую затрагивает всех граждан и хозяйственные субъекты. Но никакого движения на этот счёт не последовало. Дальше, весной, началась избирательная кампания по выборам Президента, и все местные вопросы потонули в массе агитационных сообщений и мобилизации большинства сил от власти и отчасти общественных организаций на это важное государственное мероприятие. Местные власти максимально использовали такую ситуацию и согласно Закону провели в марте в Усть-Каменогорске положенные в таком случае общественные слушания по повышению тарифов. Другое дело, что слушания прошли формально, при малом количестве участников, а общественность на них практически отсутствовала, и потому обсуждение этого вопроса осталось малозаметным для широкого круга населения.

Вот уже и весна подходила к концу, и всё ближе становился день вступления в силу нового тарифа, а ни от областных филиалов политических партий, ни от представителей бизнес – сообщества, и тем более, ни от многочисленных на бумаге неправительственных организаций, не было сделано ни единой попытки разобраться с этим вопросом.

Наконец «за подножку уходящего поезда», уцепился местный филиал партии народных коммунистов, которые 29 мая провели заседание Круглого стола по этой теме. В том заседании приняли участие, в том числе, и представители областного Департамента Агентства РК по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, ГКП «Оскемен Водоканал» и областной Палаты предпринимателей, соответственно: Кайрат Уразбаев, Индира Нурсабитова и Игорь Шацкий. Причём, пришли они на заседание практически единой дружной командой. Дальше заседание проходило под знаком мощной агитации этой команды в пользу принятого решения о повышении тарифа. Причём, одним из самых ярких и громогласных защитников введения этого тарифа был именно директор областной Палаты предпринимателей Игорь Шацкий. Позицию на том заседании он занимал ещё более радикальную, чем последовавшие спустя месяц «разоблачения» антимонопольщиков и критика самого тарифа, только вот тот радикализм был узко направленного действия. Тогда Игорь Шацкий с ещё большим пылом отстаивал интересы бизнеса в ущерб интересам всех остальных. По его версии, озвученной на том заседании:

– Действия антимонопольного ведомства по выравниванию тарифной нагрузки среди населения и юридических лиц абсолютно верны. Мало того, в идеале, нужно заимствовать подход к этому вопросу от развитых стран, где население платит за коммунальные услуги в 3-4 раза больше, чем хозяйственные субъекты.

Причём вся аргументация подобного рода велась исключительно на пересказе обращений «сирых и убогих» представителей малого и среднего бизнеса – владельцев пекарен, прачечных и так далее. Без всякой цифровой доказательности процента расходов на воду и канализацию, а значит, и их влияния на конечную цену продукции и услуг этих отраслей бизнеса.

Попытки со стороны народных коммунистов и представителей общественного объединения «Поколение» сказать тогда о том, что этот плач предпринимателей как-то не вяжется с обладанием ими престижными авто, квартирами и так далее, а также попытка объяснить, что доля воды в производстве того же хлеба составляет не более 1-2% от стоимости конечного продукта, разбивалась о глухую стену отстаивания чисто корпоративного интереса.

Конечно, с этой позиции, как поборника защиты интересов капитала, Игоря Шацкого понять можно. Мало того, повторим, частично он прав в том, когда говорит, что цена тарифа на коммунальные услуги, конечно, влияет в определённой степени на ведение бизнеса, и, в особенности, самого малого предпринимательства, где счёт доходов идёт лишь на несколько десятков, или сотен тысяч тенге. Правда его и в том, что, в общем, известно всем и без него – любое повышение тарифов предприниматели, так или иначе, закладывают в конечную цену своего товара или услуги, а значит, это способствует инфляционным процессам.

Другое дело, что директор Палаты предпринимателей, никак не был тогда, как и сейчас, озабочен положением таких тружеников, как, допустим, дачников, выращивающих на поливных участках овощи и фрукты, других самозанятых категорий граждан, которых у нас многие тысячи, и которые не входят в реестр бизнесменов, но пополняют торговые прилавки города своей продукцией. Для них двукратное разовое и четырёхкратное к 2020 году повышение стоимости холодной воды и канализации в ещё большей степени может стать разорительным. А какое до этого дело у директора Палаты, ведь они не платят обязательных взносов в Палату предпринимателей. Как известно, с недавних пор любой субъект бизнеса, крупного и среднего, обязан платить взносы в Палату предпринимателей, якобы за оказание различных услуг. А если даже в таковых предприниматель не нуждается, то платёж всё равно обязателен по закону. Взносы от нескольких миллионов до 70 тысяч тенге. Это правило распространится через несколько лет и на малый бизнес. Вот на этом месте ларчик с неожиданными последними критическими высказываниями в адрес поднятия тарифа и открывается.

Можно предположить, что из поборника нового тарифа в его яростного критика, да и то только в той части, что касается бизнеса, Игорь Шацкий стал не по своей воле. Это, возможно, лишь навязанный ему пропагандистский ход со стороны республиканского руководства Палаты предпринимателей. На кону очередные выборы в Мажилис. Скорее всего, в них примет участие партия «Бiрлiк», которая отождествляет себя с интересами бизнеса. Наверняка, руководство всех структур Палаты предпринимателей является потенциальным проводником политики этой партии. Значит, нужно уже внедрять в сознание людей, занимающихся бизнесом, кто является защитником и поборником их интересов. К тому же это привлечение потенциальных плательщиков услуг Палаты предпринимателей. Чтобы они знали, кто о них заботится, и исправно отчисляли туда средства.

Видимо, есть и еще одна политическая составляющая столь крутого перевоплощения Игоря Шацкого по вопросу тарифов. Наверное, его резкие заявления появились хоть и месяц спустя после введения новых тарифов, но почему-то именно после событий в Ереване, где возмущенный народ вышел на улицы после известия о повышении на 10% стоимости электроэнергии с 1 августа. События в армянской столице чуть не переросли в очередную «цветную революцию». Скорее всего, именно после этих событий руководство Палаты предпринимателей и решило резко отмежеваться от повышения стоимости услуг водоканала в Усть-Каменогорске.

Что же касается самих критических замечаний по тарифу, то ещё раз напомним, частично с ними можно согласится, но, при этом заметив, что никакой аналитической нагрузки и доказательств они не несут. В них нет подтверждений, как рост тарифа на воду и канализацию скажется на состоянии различных форм бизнеса, как это отразится на покупательской способности различных слоёв населения, нет анализа возможных ценовых тенденций и так далее.

Мало того, чтобы усилить критический эффект, дав ему разрастись чуть ли не в панический, в печатной версии выступления Игоря Шацкого приведены цифры другого толкования. Допустим, им указано, что услуги по водоснабжению и водоотведению возросли для юридических лиц с 1.06. 2015 г., соответственно на 129,76% и 175,4%. Но эти цифры обозначают лишь новую цену по отношению к старой, которая обозначается в 100%. Сам же рост тарифа должен обозначаться как 29,76% и 75,4% соответственно. Но пиар – технологии любят усиливать эффект как можно большим показателем цифр. Кстати, если быть совершенно объективным, то нужно обязательно добавлять к ним следующую информацию. Это конечные проценты роста тарифа не только на этот год, но и вплоть до 2020 года, ибо до этой даты дальнейший рост тарифа для юридических лиц заморожен. То есть, если разделить эти цифры на пять лет, то получим, что для этой группы потребителей услуг Водоканала средний ежегодный рост тарифа будет составлять примерно по 6 и 15% ежегодного прироста. Согласитесь, что это уже не пугающие воображение мелкого лавочника трёхзначные числа и не действительно разовые увеличения платёжек для рядового населения.

Не акцентирует внимание Игорь Шацкий и еще на одном важном моменте. Сейчас мы живем в условиях капитализма, к которому мы все дружно перешли из социалистического прошлого и не стали защищать просто райские блага социализма. Мы от них добровольно отказались. В частности, ведь никто из почти 300-миллионного населения бывшего Советского Союза в декабре 1991 года и позднее не выразил намерения сражаться за такое благо социалистического строя, как копеечные, чисто символические тарифы на коммунальные услуги. Так вот, при капитализме все является товаром, в том числе и вода, и канализация. Получается, что директор Палаты предпринимателей хочет, чтобы его подопечные пользовались капиталистической возможностью повышать цены на свои товары и услуги, основная нагрузка ложилась на плечи простого народа, при этом сектор коммунальных услуг нужно перевести на социалистический путь твердых государственных цен. А так не бывает. Если уж капитализм, то для всех. А если нет, тогда давайте возвращаться к социализму с общенародной собственностью на средства производства, плановой экономикой и государственными ценами на все товары и услуги.

Напоследок же остановимся, в который раз, на профессионализме наших общественных дискуссий. К сожалению, опять приходится констатировать, что нас продолжает преследовать жестокий дефицит профессиональных аналитиков и экспертов, которые могли бы выдавать сразу несколько версий изменения ситуации в связи с ростом цен или тарифов. Понятно, что они отсутствуют в небольших общественных организациях из-за вечного материального вопроса, но этот дефицит присутствует и в солидных неправительственных организациях, и даже в государственных учреждениях областного уровня. Вот на последнем брифинге руководитель областного АРЕМА Кайрат Уразбаев сказал, что его сотрудники не успевают просчитывать все возможные варианты, потому что даже в его ведомстве много молодых неопытных сотрудников и не все штатные должности укомплектованы. Что тогда говорить о других, как и о качестве проводящихся дискуссий? Зачастую прения на них основаны на общей информации даже из социальных сетей, а то и вовсе бывает умозрительной и лично предполагаемой. Неужели наши многочисленные городские вузы не могут подготовить достаточное количество востребованных потенциальных кадров в этой сфере? Почему у нас один опытный и авторитетный эксперт, ввиду отсутствия всякой конкуренции со стороны молодых, практически в одиночку в городе тянет на себе лямку аналитической экспертизы по различным видам тарифообразования и замены ему даже не видно?

Ведь пока не создастся мощная общественная экспертно-аналитическая группировка, умеющая на равных, и даже сверх того, конкурировать с государственными и министерскими выводами при введении новых нормативных документов или тарификаций, то мы обречены будем следовать за возникающими проблемами и объяснять их на свой доморощенный лад. Иногда такой подход приводит к ситуациям, похожим на уже упоминавшиеся события в Ереване, где плохо подготовленное волевое решение исполнительной власти по росту тарифов на электроэнергию на 10%, довело общество до опасной черты общественного неповиновения.

Сергей МИХЕЕВ