О МОСТАХ-КАЛЕКАХ, ПРОСЁЛОЧНЫХ ДОРОГАХ И ДРУГИХ «КОМФОРТНЫХ УДОБСТВАХ» СОВРЕМЕННОГО СЕЛА

Газета "Flash!"

Этой ранней весной население двух рядом расположенных сёл Уланского района – Герасимовки и Казачьего – понесли потери, в виде двух тяжело травмированных граждан. Виною такому печальному факту стало состояние моста между этими селами.


Эти травмы не попали в сводки происшествий по области. Возможно, о случившемся стали бы понемногу забывать, если бы местные власти вслед за окончанием весеннего паводка приняли должные меры по исправлению ситуации с дорогами в этих двух селениях. Но власть на местах отделалась от тревог своих граждан лишь поверхностным «ремонтом» и изображением своей заботы о дорожной инфраструктуре сёл, и тогда жители решили сказать о своих проблемах во всеуслышание – через газету.

По их просьбе едем к ним, чтобы самим подтвердить или опровергнуть легендарный тезис о двух вечных наших проблемах, более известных под символом из двух «Д» – дороги и дураки. Заодно, любопытно было запечатлеть своими глазами, от какого уровня начнётся выполнение двух стратегических программ, начертанных Президентом страны – «Нурлы Жол» и «100 шагов», в которых ясно говорится о том, что без развитой дорожной инфраструктуры мечтать о вхождении в мировую элиту – дело безнадёжное.


Когда «грунтовка» предпочтительнее асфальта

Как указывает дорожный указатель на областной трассе Усть-Каменогорск – Семей, село Герасимовка находится в 1км при съезде с неё. Всего один километр. Пустяк. Но так не кажется жителям села. Дело в том, что каждый десяток метров этой дороги усыпан воронками, выбоинами и колдобинами. Езда по такому полотну даже на столь малое расстояние превращается в пытку для людей и машин. Поэтому, чтобы не мучить себя и не испытывать на дополнительную прочность подвеску авто, местные водители предпочитают ездить по проложенной параллельно асфальту грунтовой колее – меньше тряски, больше скорость. Вот только выручает такая «народная» колея лишь в сухую погоду. При даже небольших осадках, не говоря о весеннее-осеннем сезоне, её или просто заливает водой, которая может стоять целыми неделями, или она превращается в глинистый, скользкий каток, на котором трудно удержаться.

Чуть позже, такую же картину наблюдаем и на дороге, ведущей к селу Казачье, которая тянется к населенному пункту от основной трассы уже на 5 километров, а значит, и проблем у жителей у этого села на такой же порядок больше.

Если кто думает, что это пустяковый вопрос, и жители этих сёл такой проблемкой раздувают «из мухи слона», послушаем самих сельчан.

«Сюда не доходят автобусы, и не приезжают молоковозы»

Рассказывает жительница села Казачье Елена Рейзвих:


– Наша дорога от села до трассы находится в ужасном состоянии. Проехать по ней бывает настолько непросто, что во время осадков или паводка наши жители оказываются серьёзно оторванными от нормальной жизни. Грунтовую дорогу так развозит, а асфальтовое полотно настолько избито, что водители автобусов, в том числе и того, что возит 38 наших ребятишек на учёбу в соседнюю Украинку, отказываются к нам ездить. Добираемся до трассы, кто как может. Да что говорить, когда к нам хлеб по 2-3 дня не доставляют из-за непроезжей дороги! И ведь живём вроде не в каком-нибудь медвежьем углу, а рядом с областным центром, в ХХI веке! Опять же проблемы со сбытом молока. Если раньше поголовье КРС в бывшем колхозе им. Ленина зашкаливало за 1200 голов, то сейчас на два села едва 200 наберётся. А почему? Во-первых, лишили людей выпаса, теперь земля частная, много полей не распаханных, зарастают бурьяном, но и пасти скотину там не разрешают. Во-вторых, опять же из-за злосчастной дороги, молоковозы, которые принимают у населения молоко, к нам не заезжают. Молоко сбывать трудно, почти невозможно. И никому до этого дела нет. Обещал, ещё давно, бывший аким области Бердыбек Сапарбаев, построить у нас дамбу, чтобы оградить нас от ежегодных паводков, да то ли забыл, то ли не успел. Своих же районных чиновников мы никого в лицо не знаем, так «часто» они у нас справляются о наших нуждах.

К разговору подключается член поселкового Совета общественности из с. Герасимовка Мария Ермиловна Синельникова:

– Да что там районные власти! Мы и своих, поселковых акимов, редко видим. Во-первых, их очень часто меняют, так, что порой не успеваешь запомнить имя – отчество. Во-вторых, живут они, как правило, вне села – или в Молодёжном, или в Куленовке, или ещё где. К нам приезжают наездами, а это не дело. Нужно, чтобы аким знал и людей и их проблемы. Для этого, возможно, лучше выбирать кого-то из своих, из сельчан. А нам всё время навязывают со стороны, выглядит это как недоверие местным людям. Может, поэтому обращения и запросы граждан рассматриваются по 3-4 месяца, вместо 15 положенных для этого дней? Участковый полицейский также мало похож на знаменитого Анискина, появляется на службе по одному ему известному графику. При такой организации поселковой жизни, некому донести до более высокого начальства наши просьбы, исправить существующие недостатки. Я не хочу останавливаться на относительно менее значимых проблемах нашей деревни, таких как – приведение в порядок деревенского кладбища; ликвидацию брошенного скотомогильника, созданного с вопиющим нарушением санитарных норм, в 200-300 метрах от села; или борьбу с незаконным вывозом мусора на ближайшую от посёлка территорию; сливом воды в село после орошения с применением большого количества селитры, что имеет место быть в одном из крестьянских хозяйств, вблизи села.

Но более всего жителей села Герасимовка, также как и соседей из Казачьего, волнует проблема затопления и подтопления наших территорий, а также просто ужасное состояние мостов и дорог. На таких, с позволения сказать «мостах», был зафиксирован в прошлом трагический случай и два травматических уже в этом году. Нынче единственную коммуникационную нить между сёлами – мост, снесло с хлипкого основания и жителям приходилось делать крюк в 8 километров, по лужам в метр глубины, чтобы добраться из Казачьего в Герасимовку, в школу, за пенсией, где её только и можно получить, или на остановку до города. Расписывать состояние и «текущий ремонт» этих мостов нет нужды, фото говорят сами за себя. Особенно «умиляет хозяйская сноровка» по ремонту и установке моста на прежнее место. Обратите внимание на огромную старую шину, видимо от «Кировца», именно она по замыслу ремонтников и должна служить тем нерушимым фундаментом, соединяющим «два берега у одной реки». Все остальные комментарии после этого просто отпадают.

Вопрос ещё и в том, что все ветви районных властей не могут определиться – на чьём балансе состоят эти мосты? В итоге жителям обоих сёл было запросто предложено самим сброситься и отремонтировать их. Исполнительная власть вроде обещала подкинуть в таком случае 1 миллион тенге.


Но следует учитывать, что легко собрать нужные средства с населения не так-то просто, там ведь нужна тяжёлая и дорогостоящая техника, да и в реальной помощи властей люди уже сомневаются. Их столько раз кормили обещаниями. И местные депутаты и часто меняющиеся поселковые акимы. Люди уже никому не верят. Вот собирали, допустим, в таком же формате, деньги на ремонт мечети – и ни ремонта, ни денег до сих пор не дождёмся. Вот такие наши реалии жизни в селах вблизи областного центра – ни чистой воды попить, ни работы достойной, ни дорог нормальных, ни мостов безопасных через каверзную речушку Уланку, которая каждую весну топит наши сёла.

Послесловие

Мы, в свою очередь, попытались взять интервью у руководящих сотрудников Уланского акимата, чтобы они прокомментировали высказывания сельчан. Руководитель Отдела внутренней политики Уланского района Болатбек Мамарбаев в разговоре по телефону положительно отнёсся к этому предложению. Однако дни стали сменяться днями, а встреча с сотрудниками районного акимата всё затягивалась по неопределённым причинам с властной стороны – то поселковый аким в отпуске, то сотрудники отраслевых отделов заняты и так далее

Правда, возможно по простому совпадению, сразу же после нашего визита в Герасимовку и Казачье, там появилась немногочисленная бригада дорожных рабочих, которая засыпала некоторые ямы на дороге от шоссе до поселкового акимата и залепила их асфальтовыми заплатами. Надолго ли? Возможно, конечно, что это начало более крупных ремонтных работ, а может, просто пускание пыли в глаза общественности. Мелкой хозяйственной суетой сбить градус недоверия к районным и поселковым службам, ответственным за благоустройство сёл.

Ясно одно, что если до наступления зимы мосты, соединяющие два села, не будут капитально отремонтированы, их неминуемо опять снесёт в весенний паводок, а жители этих сёл по – прежнему будут напоминать «мазаевских зайцев», ищущих спасение от паводка. Как извернутся власти, чтобы найти средства в бюджете, неизвестно. Но эта ситуация показывает уровень работы наших составителей районных годовых бюджетов, а также заботу районного депутатского корпуса, утверждающего такие бюджеты, о нуждах своих избирателей.

Сергей МИХЕЕВ