КОММУНИСТЫ В ПАРЛАМЕНТЕ

Газета "Flash!"

Интервью с секретарем ЦК КНПК, руководителем фракции КНПК в Мажилисе Парламента РК Владиславом Косаревым


– Владислав Борисович, приближаются 100 дней с момента начала работы нового состава Мажилиса, в котором впервые действует фракция КНПК. Какие основные направления работы определили для себя народные коммунисты?

– Первого мая исполнилось 100 дней с того дня, как мы начали работать в Мажилисе. В тот же день создана и зарегистрирована фракция «Народные коммунисты». Главные цели у нас такие же, какие и были в предвыборной платформе. Повседневная деятельность депутатов неизбежно высвечивает вопросы жизни и быта людей. Мы всегда стоим за повышение ответственности органов власти, за повышение благосостояния народа.

– Как вам работается в заведомом меньшинстве? Продвигать какие-то инициативы, тем более законодательные, наверное, очень сложно?

– Находиться в меньшинстве не сложно, поскольку наши позиции строятся на реальных ситуациях, они правдивы и неопровержимы. Другие депутаты, если не открыто, то по – товарищески нас поддерживают. Нередко даже советуют, как укрепить доказательную базу в спорных ситуациях. Это придает нам смелость и настойчивость.

– Войдя во власть, вы, конечно, располагаете теперь гораздо большей информацией. Интересно узнать Вашу оценку современной общественно-политической и социально-экономической ситуации в Казахстане.

– Современная ситуация, когда глава государства призвал провести социальную модернизацию, проворачивается пока крайне медленно. Все дело в том, что наше буржуазное общество научилось правдами и неправдами извлекать прибыль из всего, что хоть чего-то стоит. Это и цены на товары и услуги и медикаменты, и даже общение людей с чиновниками.

Провести через Палату застрявшие законопроекты по социальным вопросам нам пока не удалось, так как они либо отозваны Правительством, либо находятся в работе. Мы коллективно выступили против проекта Закона РК «Об электроэнергетике», где предусмотрено развивать энергетические мощности за счет повышения тарифов за киловатт/час. Мы выступили с острой критикой Агентства по регулированию естественных монополий во время их выступления на Правительственном часе. 17 марта на открытом заседании Фракции мы рассмотрели вопрос о практической реализации Земельного Кодекса РК. На этом заседании приняты рекомендации по улучшению положения простых сельчан, зачастую оставшихся и без земли, и без имущества. К нам поступает очень много жалоб и обращений. Это говорит о том, что на местах люди не могут разрешить свои проблемы. На мое имя пришло 55 писем. На приеме побывало 56 человек. За это время пришлось провести в командировках 26 дней.

– Создается впечатление, что власть идет в очередное наступление на права трудящихся. Принимаются решения, усугубляющие и без того непростую жизнь миллионов казахстанцев. Так, дачников прировняли к сельхозпроизводителям, заставляя платить налог на воду, да еще и отвечать за качество поливной воды. Для фермеров ввели налог на навоз. Рыночных продавцов, работающих по разовому талону, обязывают вести подробную бухгалтерскую документацию, грозя умопомрачительными штрафами. Власть как будто лихорадочно ищет способы пополнения бюджета. Да, похоже, не там и не у тех ищет. Ваше мнение по этому поводу?

– Вы верно рассуждаете – когда люди свыкаются с возросшими ценами, их повышают вновь. Наш казахстанский рынок еще не нашел опоры на конкурентные отношения между продавцами и услугодателями. У нас конкурирующую фирму либо задавят налогами, либо оболгут, либо сожгут, но предоставить ей возможность увеличить объем продаж или услуг за счет снижения цен не дадут никогда. Это не цивилизованный, а дикий паразитирующий рынок. Хоть мне и неловко приводить в пример Америку, но там фермер, производящий яйцо, получает на каждом яйце один цент прибыли. Повысить цену он не хочет сам, потому что тогда у него упадет объем продаж. Прибыль он наращивает за счет увеличения объема продаж. У нас же все идет от роста цены. Думаю, многим приходилось слышать осторожное предложение: «Будете брать – уступлю». И уступают, но оглядываясь, чтобы не видели коллеги по прилавку. Что поделаешь, это наши нравы.

Государственные органы, налоговые органы, финансовая полиция, всякого рода инспекции не способствуют росту производства, а убивают его, подавляя налогами, штрафами, поборами, ограничениями и так далее.

Наступление финансово-экономического кризиса из Европы на наши страны финансовые органы пытаются оградить ростом сборов и платежей, не задумываясь над тем, как за счет снижения налогов расширить производство, и на этом сохранить суммы налогов.

Западные энергетики уже научились устанавливать такие цены, которые позволяют увеличить потребление. Например: дает энергоблок 10 мегаватт электроэнергии и хозяин стремится, чтобы она вся была использована. Если она окажется дорогой, то её будут потреблять меньше, и генератор производителя будет крутиться в полнагрузки. Его нельзя остановить, так как энергию ждут другие потребители, их не отключишь. Наши производители электроэнергии теряют из-за высокой цены и малого спроса, но понизить цену и увеличить потребление не хотят. Они знают, что путем веерного отключения, жесткого повседневного контроля они свое получат. И никто ни на минуту не задумывается о том, хватает ли у людей средств, чтобы успеть за ростом цен. Авиационный керосин стал вдвое дороже за последний год. Авиабилеты повысились в цене на 15-20%, но такое положение компанию «Эйр Астана» не волнует.

Вывод здесь прост, как ясный день: произвел – старайся продавать всю продукцию. Не смог реализовать – понижай цену, повышай качество и держи цену не выше, чем у соседа. Этому долго учиться не надо. Такая экономика сама воспринимается легко и просто.

– Приняты поправки в новый Трудовой кодекс, также усиливающие в целом бесправное положение работников. Кстати, радикальная оппозиция уже успела покритиковать фракцию КНПК за голосование по этим поправкам. Как Вы прокомментируете этот вопрос?

– По Трудовому Кодексу мы поработать не успели. Его приняли до нас. А что касается критики – есть правило хамства: «Критика должна быть настолько невежественной, чтобы её даже не пытались опровергать». Если мы, политические силы, станем ни за что, ни про что поносить друг друга, сообразите, какую пользу мы принесем власти, буржуазии. Нам надо поддерживать друг друга, иначе мы не объединимся ради общей цели, а разбредемся и не дадим людям никакого примера борьбы за свои права. Наша партия никогда не критиковала другие общественные организации. Даже на злобную критику не отвечали и не собираемся это делать впредь.

– Начался судебный процесс по трагическим событиям в Жанаозене. Либеральная оппозиция в этом вопросе тоже покритиковала КНПК за то, что партия в целом осудила грабежи, мародерство, хулиганство, происходившие в городе в тот день. Что же, на Ваш взгляд, было 16 декабря в Жанаозене – стихийное выступление доведенных до отчаяния рабочих-забастовщиков, или трудовым конфликтом воспользовались какие-то силы, имевшие свои собственные цели?

– По Жанаозену мы еще прошлой весной предлагали свою помощь уволенным людям, но с нами не захотели взаимодействовать по политическим соображениям. Мы тогда поняли, что кому-то нужно не людям помочь, а развязать интригу и конфликт. Критика – это способ помочь изжить недостатки. А пустые наветы – это не критика, а склока, присущая пакостным людям. Пусть говорят, раз им хочется. Позиция нашей партии в этом конфликте такая: первыми надо наказать тех, кто нажал на курок и пролил кровь. Следующими должны идти мародеры, уничтожавшие и сжигавшие чужое имущество. Третьими должны ответить те, кто не принял мер для предотвращения противостояния и те, из-за кого возникли споры. Гоняться за теми, кого называют виновниками разжигания социальной розни – вообще безнравственно. С такой меркой можно обвинить и посадить любого.

– С завоеванием мест в Парламенте, наверное, изменилась и работа партии на местах. Теперь есть трибуна, есть возможности реально решать насущные нужды людей. Народ верит партии, ждет от нее реальных действий, видит в ней защитника своих интересов. Как идет деятельность КНПК в регионах?

– Да, в Парламенте у партии больше возможности выражать свое мнение. Трибуна сама по себе не главный инструмент борьбы. Предметом всей борьбы партии являются повседневные нужды людей, и мы ориентируем парторганизации на то, чтобы они действовали смелее и настойчивее опирались на депутатов всех уровней. Для Востока это десять мест в маслихатах. Это все 16 регионов и горкомов и актив, численностью более 250 человек.

Да, согласен, народ ждет разрешения своих проблем, не терпит проволочек, но мы не всесильны, наши требования в органы власти поднимают остроту проблем, но их решение попадает в бюрократическую волокиту, оттягивается. Мы добиваемся, чтобы с нами считались, но в один присест этого не добиться. Наша напористость, бескомпромиссная требовательность, угроза взыскания, либо разоблачения бюрократизма со временем начнут давать результаты. В регионах у нас появились штатные профессиональные партийные работники. Мы повышаем с них спрос.

– Наступил Первомай – День международной солидарности трудящихся, в Казахстане этот день отмечается как День единства народов, а также очередная годовщина Великой Победы. Ваши пожелания читателям накануне праздников.

– Наши традиционные праздники и знаменательные даты мы хотим использовать, чтобы показать людям примеры борьбы за свои права, подать примеры смелости и неотвратимости наших запросов.

Беседовал Денис ДАНИЛЕВСКИЙ