ЭЭЭХХХ, ПРОКАЧУ! или ПУТЕШЕСТВИЕ В РИДДЕР И ОБРАТНО

Газета "Flash!"

Публикуя в №6 от 19.03.2015 года газеты «Flash»! очередную порцию «обыкновенных идиотизмов», посвященную работе общественного транспорта, я не думал, что вскорости придется возвращаться к этой теме. Но… человек предполагает, а Бог – располагает, вернуться – пришлось! Впрочем – по порядку.


Не так давно, как сообщили СМИ, наш уважаемый аким Восточно-Казахстанской области Даниал Ахметов совершил поездку на автомобиле в Риддер. Так вот, я цитирую сайт www.yk.kz: «Глава региона лично проверил, на каком отрезке ремонт уже начат, и остался недоволен тем, что многие организации еще не приступили к нему, до сих пор занимаясь мобилизацией техники». Поясню, что в информации говорилось о ремонте автодороги Усть-Каменогорск – Риддер.

И тут, уже совсем недавно, а именно – 6 июня, мне, волею случая и журналистского «везения», представилась возможность, что называется – на себе увидеть и почувствовать то, что увидел и почувствовал аким области, а затем сравнить наши впечатления! Мог ли журналист-фельетонист не воспользоваться такой возможностью? Хотя, если честно, зная состояние дороги У-Ка – Риддер на протяжении уже почти полувека, и вспоминая по-старому, союзному обычаю фразу о двух наших извечных бедах – дорогах и, скажем так – не очень умных людях, перспектива ехать на автобусе (своего авто фельетонами не нажил!) была не очень радужной! Но я не представлял – насколько! О том далее и речь!

НЕМНОГО О ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ


Поскольку по делам ТУДА (то есть в Риддер) мне надо было приехать очень рано, я решил воспользоваться услугами железной дороги. И хотя ехал я по казахстанской железной дороге, но составом, принадлежащим РЖД. В общем, поездка прошла без сучка и задоринки. Хотя – вру!- «задоринка», причем забавная, все же обнаружилась! В начале пятого утра, когда, по словам классика Некрасова: «еще все в мире спит…», я уже стоял у кассы Защитинского отделения дороги. Кассира на месте не оказалось, впрочем, я не волновался, потому как в запасе у меня еще было намного больше «четырнадцати минут», чем из некогда популярной песни про космонавтов. Наконец, кассир появилась, нехотя сметая с лица остатки сна. И пока она их сметала, вспомнилась другая песня: «Ночью из дома я поспешу, в кассе вокзала билет попрошу…». Что я и сделал.

– Куда? – спросила кассирша.

– В Риддер! Сколько стоит билет?

Вот тут и началась «задоринка»!

– Где-то около тысячи пятисот тенге!

– Что значит – «где-то»?! – вспомнил я анекдот «Армянского радио»:

– Хачик-джан, сколко будет – дважди два, э?

– Так, примерно – пят, шест!

– Что значит – «где-то»? – еще раз повторил я сонной кассирше.

– Ну, я точно не помню! Мало билетов берут, – как бы оправдалась она. – Брать будете?

– Так ЗА СКОЛЬКО?!

– Щас узнаю… – кассирша вяло ткнула «клаву» компьютера. – Молчание: компьютера и кассирши…

– Так ско…- не выдержал я.

– Завис! Компьютер…

О, Боже! Эта вечная «отмазка» регистратур поликлиник, сберкасс и так далее о постоянном зависании компьютеров и программ! Господи, пошли уже руками ответственных чиновников этим несчастным не виснущие компы и проги!

– И долго он будет… висеть?

– Тут ведь оно как…- развела руками кассирша, – время еще есть.

Время – да, еще было. В течение которого, к кассе добавились очередники, что, извините за тавтологию, в свою очередь спрашивали:

– Чего стоИм?!

– Висит! – ответствовал я.

– Кто?! – пугались очередники.

– Компьютер! – успокаивал я.

Спустя еще некоторое время, кассирша, после пары звонков куда-то и тыканья по клавишам компа, наконец, изрекла:

– С вас 1217 тенге!

– Ничего себе «где-то 1500 тенге»! – щелкнул в моем мозгу природный «калькулятор», – разница в 283 тенге! – но вслух, отдав деньги и получив билет, я сказал:

– Спасибо! – и пошел на поезд, который оказался ностальгически советским, то есть за 1217 тенге я получил плацкартную полку и… все! Да, туалет работал исправно. И мы поехали и приехали без дальнейших приключений в Риддер.

В заключение, протирая поручни для спуска из вагона тряпкой, проводница в сердцах сказала, показывая мне эту самую тряпку – всю в копоти:

– Вот что значит – казахстанские тепловозы!

Что, как я понял, должно было означать:

– А вот у нас, да на электротяге, поручни можно и вовсе не протирать!

– А действительно – на электротяге – хорошо! – вспомнил я свое северокавказское детство и чистенькие, без всякого дыма и копоти электропоезда. – И хотя это было всего лишь 15 лет спустя после тяжелейшей войны, но, пойди ж ты, мог ведь Союз позволить себе такую роскошь, как электропоезда! Не везде, не всегда, но мог! Но у нас-то, в Казахстане, пока нефти навалом – будем ездить тепловозами! Еще много-много лет! Пока не войдем в мировую двадцатку! А то и десятку! – пошутил я, чем, вероятно, огорчил молоденькую проводницу.

АВТОВОЗВРАТ


Закончив свои дела, подался я на автовокзал, на коем не бывал уже даааавненько, предвкушая новые «задоринки», тем более, что о них уже упоминал уважаемый Даниал Кенжетаевич, говоря, что не везде и не вовремя автодорогу Риддер – Усть-Каменогорск начали латать. Последнее слово пишу без кавычек, ибо, как показало дальнейшее, это были именно латки, а вернее, даже и не латки, а лишь подготовка к ним! Но – по порядку!

Двигаясь в сторону автовокзала, я прикидывал в уме, кто же окажется «круче» в смысле «задоринок» – автодорожники или железнодорожники? О «задоринках» последних я уже вам рассказал, оставалось ожидать автомобильных.

Первой «автозадоринкой» оказался сам автовокзал, точнее, то, что от него сохранилось! А от некогда такого уютного и родного (я прожил в Риддере несколько лет) маленького автовокзальчика остались лишь рожки да ножки! Точнее, остались «рожки», читай кубообразный и даже не полу – а почти пустой зал ожидания с тремя или четырьмя колченогими скамейками, да окошко кассы. «Ножки» – примыкающее некогда здание – зияло пустыми глазницами окон и большой надписью на стене: «ПРОДАЕТСЯ».


– Интересно, кто купит?! – подумалось мне… Забегая вперед, скажу, такое же гнетущее впечатление произвели и другие хилые (по старым меркам!) сегодняшние автовокзалы. Черт, посмотришь у Крылова в «Путе (ё) вых заметках» – даже в маленьких деревушках такие автовокзальчики – что твои пасхальные куличи! – позавидуешь!

М…да. Билет стоил терпимо – 900 тенге.

– Значит, на 317 тенге «задоринок» у автомобилистов, по логике вещей, должно быть больше или, иными словами, говоря о комфорте, последнего на эту сумму должно быть меньше, – подумалось мне. И ведь накликал же! Близко к 14.30 – времени отправления – подъехал автобус (он на приводимом здесь фото), некогда импортный, а теперь – до боли казахстанский! И казахстанским его делал отнюдь не государственный автомобильный регистрационный номер или наш, отечественный бензин (он мог быть залит и импортным!). Нет, казахстанским его делала его «бэушность», как сотни и тысячи других бэушных автобусов по всему Казахстану, да, я уверен, и СНГ. Но, как говорится, есть б/у и «бээуу»! То есть иногда и у бывших в употреблении агрегатов, механизмов и так далее может быть вполне себе потребный, а не затрапезный вид. Но это – в ХОЗЯЙСТВЕННЫХ, ЗАБОТЛИВЫХ руках! А они есть не всегда. И не везде. И не у всех! И в недостаточных количествах. И иногда растут… не оттуда! Вот наш как раз и был из разряда «бээуу»! Забегая вперед, и чтобы не нагнетать лишнего негатива, скажу, что поездка показала: двигатель у автобуса работал нормально, водитель ехал ровно, без «сучков», насколько, конечно, позволяло все истыканное колдобинами полотно дороги (о чем, и о водительских «задоринках» – ниже!), и довез нас таки до Усть-Каменогорска.

Но перед этим началась посадка, что тоже просится в описание, хотя, что, казалось бы, может быть тривиальнее посадки? Но – нет!

Итак, автобус подъехал и открыл переднюю дверь:

– Можно входить? – спросил я, как бы намекая на жару (а на улице было градусов за 30!) на что водитель ответил:

– Нет, не положено! Вот придет контролер, тогда… – и буркнул что-то еще неразборчивое, типа: я не хочу то ли неприятностей, то ли штраф платить.

Я примолк – правила есть правила, не мной придуманы, не мне и отменять. Не получилось и еще у одной пассажирки, когда она попыталась посадить маленького ребенка:

– Не положено! – вновь отрезал водитель.

Наконец, не торопясь, появился «контролер», пишу в кавычках, потому что им, то бишь, ею, оказалась… кассирша автовокзала! «Осваиваем смежную профессию!», «ТрУдится и днем, и ночью токарь наш многостаночник!», вспомнились мне лозунги коммунистического вчера! Очередь подалась к двери, но… не тут-то было! Откуда-то набежала какая-то запоздалая пара!

– Вы за билетами? – вопросила, не дойдя до двери, кассирша-контролерша.

– Ага!

Не глядя на стоявшую на жаре очередь, в которой была даже пара с грудным ребенком, кассир-контролер развернулась и, столь же не спеша, пошла обилечивать опоздавших!

А мы уныло стояли, ожидая ее. Наконец она вернулась, и все, хвала Аллаху, без дальнейших «задоринок» расселись по местам. И поехали!

Воткнувшись кое-как в тесное кресло с обивкой далеко не первой свежести, я хлебнул леденящую душу «Сарыагашскую» и стал разглядывать импортный междугородный автобус. Ну, я не автоэксперт, но было видно, что по салону давно уже не гулял хотя бы элементарный веник, и, на худой конец, мокрая тряпка. Вентиляция а-ля «Аэрофлот», естественно, не работала. Но ее заменяло квадратное отверстие в крыше автобуса! Не приоткрывающийся лючок, как положено, а именно отверстие! Хотя для вентиляции – это было самое-то, ведь за бортом, как я уже говорил, было за 30. Но эстетики «правильного лючка» немного не хватало! Но что за «сучок» – лючок! Это была, скорее, задоринка! «Сучком» или даже «сучками» были громадные окна автобуса – В ТАКУЮ ЖАРУ! – БЕЗО ВСЯКИХ ЗАНАВЕСОК! Даже грязных! И это – в МЕЖДУГОРОДНОМ автобусе, в котором люди ехали по жаре, при ярком июньском солнце, не зная, куда прятать головы и глаза несколько часов! Да! Еще фишка! Закрывая дверь за очередным выходящим, водитель постоянно поддергивал ее вверх рукой для более надежного закрытия! Импорт!

Знаю, сейчас кто-то из читателей скажет:

– Не нагнетай! Подумаешь, занавесок тебе не повесили! Экая цаца!

И действительно – никто в автобусе по этому поводу, как и давеча, при посадке, не роптал! МЫ ПРИВЫКЛИ К ТАКОМУ ПОРЯДКУ ВЕЩЕЙ! Привыкли, что нас, ЗА НАШИ ЖЕ ДЕНЬГИ, держат, как это сейчас модно говорить, за этакое быдло! Мол – съедят такой «сэрвис» и не поперхнутся!

Молодые родители вытащили пеленку и кое-как закрепили ее над грудничком, а остальные действительно покорно и молча все это проглотили! Каюсь, и я в том числе. Тоже ведь привык! Но неприятный осадок был. В Черемшанке, на остановке я подошел к водителю и спросил:

– А Вы на остановке «Алтайэнерго» не останавливаетесь? Раньше там высаживали?

– Нет! – всплеснул водитель руками, как герой Папанова в «Бриллиантовой руке»! Я не хочу платить пять тысяч ГАИ! Нам запрещено останавливаться в городе, только на автовокзале!

– Так Вы вон в Риддере друга своего высадили, отнюдь не на вокзале! – напомнил я.

– Так-то в Риддере – там ГАИ добрая!

– Раньше такого запрета не было… – засомневался я.

– Раньше и с включенными фарами не ездили! – железный аргумент водителя сразил меня наповал! Ну, нельзя – так нельзя! Я вернулся в салон, на ходу размышляя, повинуясь сногсшибающей логике аргументов водителя, о том, почему останавливаться нельзя, а ездить без занавесок – можно?

Поехали дальше, теперь уже без сучков и задоринок.

Хотя, если считать сучками и задоринками действительно местами (довольно частыми!) убитую дорогу, то тогда их наберется вагон и маленькая тележка! И, что характерно, вероятно, у нас разные бригады дифференцированно дороги ремонтируют! Одни ямки и трещинки отдалбливают и дальше движутся, а они, отдолбленные, стоят себе без заливки и засыпки порой неделями, а машины их дополнительно долбят, увеличивая многократно! Вот где, по меткому выражению-апокрифу, ставшему международным по своей географии, сошлись воедино «дураки и дороги», многократно усиливая негативный эффект! И вот куда идут деньги налогоплательщиков, наши с вами деньги! Так вот, таких не залатанных дорожных «прорех», ждущих следующей бригады засыпщиков-заливщиков – на трассе Риддер-Усть-Каменогорск – туча!

Итак, мы ехали дальше… На ходу кто-то садился, водитель брал с новых пассажиров деньги, но вот как он давал билеты пассажирам, я не видел. Наверное, ГАИ, пардон, оговорился, автоначальство запретило обилечивать пассажиров?!

А что? Придумали же, как я писал в своем предыдущем «автопробеге», в маршруте №2 в У-Ка, продавать билеты размером в половину сигаретной пачки, да еще с цветной рекламой, не мелочась и не экономя, оправдывая 75-ти теньговую стоимость билета! А междугородники, может, на бумаге билетной решили сэкономить! Что? Кто-то из читателей заподозрил, что водитель… Упаси Бог! Не думаю! Не думаю!

Да, так вот, в процессе поездки сел в автобус «промежуточный» пассажир, этакий дедок лет 75-ти. А словоохотливый водитель, как уловило мое чуткое журналистское ухо, гордо поведал ему, что был в Швеции …надцать раз!

«По всей вероятности, за автобусами ездил», – подумалось мне. – «Зачем же еще в Швецию …надцать раз ездить»?

– И сколько же стоит один автобус? – спросил любознательный дедок.

Водитель назвал цифру, но добавил:

– Теперь уже ничего не стоит, он свое оправдал, с 87 года пашет! По-моему, именно эту цифру я уловил. Уловил и подумал, что даже и за таким, «старичком», оправдавшим свою цену, все же нужен уход! Не к лицу старости неряшливость и оборванность! Но грязные окна без занавесок, грязь в салоне и дырка в потолке говорили о другом…

И вот мы стали подъезжать к району Защиты, то есть въезду в город! И, представьте, одну пассажирку, не побоявшись страшной ГАИ, водитель высадил-таки уже на территории города! А ГАИ, к стыду ее, на этом месте не нашлось! Жаль, хотелось бы посмотреть, как водитель будет отдавать 5 тысяч! Не садизма ради, а токмо из интереса: выдадут ли ему би…пардон, квитанцию?

Увидев это, какой-то мужчина попросил и его кое-где высадить, на что водитель ответствовал по старинке:

– Нет! Я не хочу платить пять тысяч!

А дальше… дальше водитель сделал «ход конем», достойный матча за мировую корону Карпов-Каспаров! Проигнорировав многодесятилетний маршрут движения автобуса по ул. Бажова с выходом затем на проспект Абая и так вплоть до автостанции, водитель почему-то поехал сначала по объездной трассе, что проходит мимо завода «Керамика», а затем и вовсе свернул на совсем уж убитую, еще почище риддерской, дорогу с колдобиной на колдобине, что идет мимо УМЗ! И так мы тряслись аж до проспекта Абая!

«Ну, не из-за меня же он не поехал по Бажова?! – отговаривал я себя, а в душе пообещал себе, что на автостанции все же водителю скажу пару ласковых слов за такой ненавязчивый «сэрвис»!

И высказал, когда мы остановились: и про грязь, и про занавески, и про смену маршрута! И сказал, что это так не оставлю! А когда обещаю, обычно – делаю! Свидетельство – этот текст!

В ответ он буркнул что-то типа:

– Да жалуйтесь!

Я не стал «тянуть кота за хвост». А пошел вслед за ним в диспетчерскую и изложил свои претензии некоему мужчине, сидевшему на диспетчерском месте:

Тот, естественно, стал защищать «товарища по баранке и дороге», дескать:

– Когда мы его выпускали на трассу, все было чисто!

Про отсутствие занавесок на грязных (!) окнах, жару в салоне и изменение маршрута возразить им было нечего. И диспетчеру я сказал, что буду жаловаться.

– Это ваше право, – ответствовал тот.

Да, у меня есть право – право не быть быдлом! Право второй договорной стороны (первая – автоперевозчик, подрядившийся везти меня с определенным уровнем комфорта!) – получить обещанное мне за ЧЕСТНО заплаченные мной за поездку деньги! То есть я свою часть договора выполнил и требую от второй стороны такого же выполнения условий договора! В противном случае логично оплачивать поездку настолько, насколько перевозчик выполнил свои обещания!

Увы, к сожалению, так уж в последнее время повелось, что государство идет на поводу у многих (особенно монопольных!) фирм, занимающихся бытовым обслуживанием населения, рано или поздно позволяя им повышать свои тарифы и стоимость услуг! Но никто при этом не проверяет, а возросло ли НА ВЕЛИЧИНУ ЭТОГО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВО ОБСЛУЖИВАНИЯ?! А зря! Мы же так хотим быть похожими на Запад! Так там потребитель услуг зря копейки ломаной буржую не заплатит, если тот не обоснует повышения цены и не подкрепит его возросшим уровнем этих услуг!

И еще: пока мы будем такое спускать, мы действительно в глазах услугодателей будем быдлом!

Так что теперь я буду ездить в Риддер поездом! Чего и вам желаю! А что? Там и кости можно размять, и в туалет (тоже экзотика!) на ходу сходить, и вздремнуть на полке!

Всегда ваш –

Шалико Агарян, бывший пассажир автобуса маршрута «Риддер-Усть-Каменогорск».

P.S. Написал я эти заметки, и лег спать. И снился мне сон-сказка, будто напечатаны эти заметки в одной из газет. И попадает эта газета на стол акиму области. И читает он эту заметку! И, помня свои впечатления от подобной поездки и поручения им данные, вызывает к себе новоиспеченного руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО Берика Бейсекенова, и говорит ему:

– А не съездить ли Вам, Берик Сарсенбекович, инкогнито в одном из автобусов в Риддер или по какому-нибудь другому маршруту, дабы проверить, как возят вверенных мне и Вам жителей области на автомобильном транспорте!

И Берик Сарсенбекович едет! И, если, конечно, находит недостатки, то виновные будут наказаны, а пассажиры в скором времени на себе ощутят заботу настоящих чиновников, которых государство поставило, в том числе, и для того, ЧТОБЫ ВСЕМ НАМ БЫЛО ХОРОШО! То есть не только им – услугодателям всех мастей, НО ВСЕМ НАМ!

Чертовски не хотелось просыпаться! Но пришлось! А в голове почему-то полдня затем вертелись слова песенки:

«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…». К чему бы это?

Всегда ваш – Шалико АГАРЯН


P.S. Кто-то скажет: «Ну, раздул паникадило из-за единичного, нетипичного для нашего замечательного общественного транспорта случая!

Поэтому закончу стихом:

Из своей из жизни личной

Знаю точно и отлично,

Как становится порою

Нетипичное – типичным!

Наверное, и вы знаете!