КАК АКИМ ГОРОДА И ГЛАВНЫЙ АРХИТЕКТОР МЕДИЦИНСКИЙ КАБИНЕТ «ЗАРЕЗАЛИ»

Газета "Flash!"

Неоднозначное отношение в нашем обществе к оралманам. Особенно после событий 2013 года в поселке «Шыгыс», когда оралманы подняли бунт против отключения электричества у должников. А горожане с изумлением узнали, что городской бюджет заплатил за долги оралманов 80 млн. тенге. «Нахлебники! Понаехали тут…» – примерно такой была реакция на эти события. И такое мнение не лишено оснований.


Однако, есть среди переселенцев и такие, кто не просит никакой помощи, обустраивается совершенно самостоятельно, и готов принести пользу обществу. Среди них – супруги Токен Айдын и Уркинбай Кулниса, возвратившиеся на историческую родину из Китая. Там они получили высшее медицинское образование по специальности «Лечебное дело». Приехав в Усть-Каменогорск, решили заняться частной практикой и открыть медицинский кабинет для лечения хондроза, ревматизма, сердечных и других заболеваний.

Намерение прекрасное. Ни денег, ни кредитов, никакой другой поддержки от государства они не просили. Единственное, что им было нужно от государственных органов – это оформление необходимых документов. Их инициатива нашла поддержку у бывшего акима области Бердыбека Сапарбаева, который дал поручение акиму Усть-Каменогорска Темирбеку Касымжанову о всяческой поддержке в осуществлении этого проекта.

Сначала все шло вроде бы хорошо. Нельзя сказать, что чиновники дружно кинулись помогать Токену и Уркинбай, но хотя бы палки в колеса не ставили, и на том спасибо. Супруги собрали увесистый пакет всех необходимых документов, а для перестраховки даже и вроде бы необходимых, но излишних для такого рода реконструкции. Самое главное – они получили согласие на перепланировку квартиры и использованию земельной доли кондоминиума под медицинский кабинет и устройство входной группы. Такое согласие в письменном виде дало подавляющее большинство владельцев квартир в доме по ул. Красина. В этом доме живут Айдын и Кулниса, здесь же они приобрели квартиру на первом этаже под будущий медицинский кабинет.

Итак, ключевое условие для начала реконструкции супруги соблюли неукоснительно. Поскольку реконструкция не затрагивает несущих конструкций здания, они получили нотариально заверенное согласие собственника единственной смежной квартиры, в которой, кстати, располагается магазин. Других смежных квартир нет, помещение другим углом выходит на арочный проезд. Что касается входной группы, то участники земельного кондоминиума, более чем 2/3 владельцев общего земельного участка, дали согласие на ее возведение. Сама входная группа представляет собой «кирпичный пристрой с легкосъемной металлической лестницей».

24 июня 2013 года аким Усть-Каменогорска Темирбек Касымжанов подписывает постановление «О разрешении реконструкции квартиры под медицинский кабинет». Департамент государственного архитектурно-строительного контроля по ВКО выдает разрешение, и работы начинаются.

И вот, когда дело подошло к сдаче объекта в эксплуатацию, события принимают драматический оборот. Вот что пишут в своей жалобе акиму области Даниалу Ахметову Токен и Уркинбай: «Более 10 раз, только в дни приема вторник и четверг, мы ходили на прием к главному архитектору Даурену Касымову с рабочим проектом, иногда оставляя его для изучения и выдачи формы акта ввода в эксплуатацию объекта для приема рабочей комиссией, но, ни ответа, ни замечаний от него не поступало. И только учитывая требования правительственных Правил «О некоторых мерах по упрощению порядка оформления и выдачи исходных материалов (данных) и разрешительных документов для строительства объектов», о которых также говорится в утвержденном главным архитектором Д. Касымовым АПЗ и эскизного проекта, положительного экспертного заключения ТОО «Стройтехэксперт» на рабочий проект, Департамент государственного архитектурно-строительного контроля по ВКО дает уведомление о разрешении строительства».


Тем не менее, ситуация для врачей усугублялась с каждым днем. Вдруг, почти год спустя после начала реконструкции квартиры, в апреле и в июне 2014 года появляются жалобы от некоторых жителей дома. Так, жалобу пишет владелец квартиры, располагающейся над будущим медицинским кабинетом. Она делает упор на том, что поскольку реконструкция затрагивает несущие стены, то должно быть нотариально заверенное письменное согласие владельцев смежных квартир, каковой она считает и свою квартиру. Она такого согласия не давала. Входная группа в кабинет примыкает к ее лоджии на втором этаже, а также к арке, что, по ее мнению, будет затруднять проезд крупных машин, в частности, пожарной и скорой помощи. Да и будет пристройка на земле кондоминиума, а его участники, якобы, согласия на использование земли не давали.

По жалобе была проведена проверка. Сотрудники департамента ГАСК установили, что на объекте ведутся следующие работы: «произведен демонтаж внутренних ненесущих перегородок, установка гипсокартонных перегородок, устройство фундамента под входную группу». Все разрешающие документы имеются.

Инцидент, так странно возникший через столь продолжительное время, можно считать исчерпанным? Не тут-то было. Появляются новые жалобы. И вообще в отношении супругов начинается настоящая «прессовка». Так, эти же жители подают заявление в управление государственных доходов, проверяется законность их медицинской деятельности и пребывания на территории Казахстана.

В итоге практически через год после принятия постановления о разрешении реконструкции, аким города Темирбек Касымжанов принимает 15 июля 2014 года совершенно противоположное постановление – об отмене своего же собственного разрешения! Без всякого объяснения причин. Для подготовки такого жизненно важного для людей решения даже не была создана комиссия, не проводилось никаких разбирательств, не проверялись факты, изложенные в жалобе, тем более с выездом на место. Просто запретили дальнейшую реконструкцию – и все.

Такое решение стало для оралманов шоком. Ведь они уже вложили в подготовку документов и саму реконструкцию более 5 миллионов тенге! Это удар в «солнечное сплетение», это вероломное нападение!

Медики стали обращаться во все инстанции. Комиссия партийного контроля и Общественный совет по противодействию коррупции Усть-Каменогорского городского филиала партии «Нур Отан» тщательно разобрались в этом деле. Ими была подготовлена многостраничная обстоятельная справка и направлена председателю городского филиала партии «Нур Отан» Темирбеку Касымжанову. Партийцы полагают, что главный архитектор города Д.Е. Касымов вопреки государственным и партийным документам о поддержке и развитии малого и среднего бизнеса, противодействию коррупции «занялся препятствованием функционирования медицинского кабинета». «Тем более, что при квалифицированном подходе к своему делу главным архитектором Касымовым, можно было избежать заказчикам излишних документов для реконструкции, и, соответственно финансовых расходов». Нуротановцы полагают, что Д. Касымов должен нести юридическую и партийную ответственность за такой «немотивированный отказ в выдаче разрешения».

Айдын и Кулниса продолжают бороться за справедливость и за свое детище – медицинский кабинет. Они пишут жалобу акиму области Даниалу Ахметову, обращаются в Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции. Но все тщетно. Ответы практически повторяют друг друга. Чиновники делают упор на том, что постановление акима о разрешении реконструкции касалось только переделки квартиры под медицинский кабинет, но не являлось основанием для строительства пристройки. Для возведения пристройки необходимо соглашение со всеми участниками земельного кондоминиума. Но ведь такое соглашение есть, оно подписано 90% совладельцев земельного участка. Но и здесь чиновников голыми руками не возьмешь – они упирают на то, что согласие давалось на устройство входной группы, но не на пристройку. Айдын и Кулниса на это недоумевают: эскиз проекта входной группы утвержден главным архитектором Касымовым в виде кирпичного пристроя, прилегающего к существуюшей лоджии и легкосъемной металлической лестницы. Ни о какой особой пристройке речь не идет, входная группа не выходит за черту лоджии и земли кондоминиума! На каком основании аким запретил реконструцию?!

Далее непробиваемые чиновники ссылаются на отсутствие нотариально заверенного согласия на реконструкцию от владельца квартиры на втором этаже. «Кем определено, что квартира, находящаяся на втором этаже, является смежной с квартирой на первом этаже, где проводится реконструкция? В каком СНиПе, или пункте Закона «О жилищных отношениях», словаре и других документах утверждена смежность квартир на 1 и 2-ом этажах?», – резонно отмечают в своих жалобах Токен Айдын и Уркинбай Кулинса. А согласие собственника единственной смежной квартиры было предоставлено при подготовке всех документов.

Аким города Темирбек Касымжанов в своем ответе и сводит все к несогласию с реконструкцией владельца квартиры на втором этаже, и советует разрешить этот спор в судебном порядке. Интересно, а почему такое согласие не потребовали, когда аким подписывал решение, разрешающее сделать медицинский кабинет? Почему год назад такое согласие не требовалось, а теперь вдруг резко потребовалось?

Почему летом 2013 года и.о. руководителя отдела архитектуры и градостроительства Даурен Касымов дал положительное заключение, особо отметив, что «подготовлен пакет документов в установленном законодательством порядке», в том числе «собрано согласие кондоминиума», а летом следующего года уже руководитель отдела Даурен Касымов уповает на то, что «для возведение пристройки предоставленных документов было недостаточно»? К тому же, он дал свое согласие на этот проект дважды: как должностное лицо, и как собственник квартиры в этом же доме, его подпись в соглашении участников кондоминиума имеется!

Итак, все государственные органы отделались на жалобы Токена и Кулнисы отписками. Антикоррупционная служба по ВКО в лице следователя Б. Кокенова приняла 6 мая 2015 года постановление о прекращении досудебного расследования в отношении должностных лиц ГУ «Отдел архитектуры и градостроительства г. Усть-Каменогорска» по факту халатности при выдаче разрешения на реконструкцию квартиры под медицинский кабинет.

В этой печальной истории отражается, как в капле воды, вся наша реальная жизнь. В том числе, и так называемая «поддержка развития бизнеса». Даже если собраны абсолютно все документы, получены абсолютно все и даже больше чем все согласования и разрешения, начаты работы, это совершенно не означает никаких гарантий. В любой момент по чьему-то хотению или велению все может повернуться наоборот. И плакали ваши денежки, заработанные непосильным трудом. И никому до вашего разорения нет дела, негде искать защиты и справедливости.

Так, все-таки, почему наши герои, настойчивые, грамотные, трудолюбивые Токен и Кулниса вдруг впали в немилость городских начальников? Ведь, как пишут они в жалобе, «В течение срока строительства не возникало обстоятельств, требующих пересмотра условий АПЗ и рабочего проекта, не предъявлялись запреты на использование помещения для нашего вида деятельности, не выявились нарушения государственных нормативов или отклонений от утвержденного проекта. Тем более, что первые этажи этого многоквартирного дома «напичканы» кафе, продовольственными магазинами с реализацией спирто-водочных изделий, и почему, непонятно, как выясняется, так необходимый населению наш медицинский кабинет, вдруг к концу стройки стал кому-то «мешать»?

Была в этой истории еще и судебная глава. В своей жалобе акиму ВКО Даниалу Ахметову Кулниса Уркинбай и Токен Айдын написали следующее: «когда был затронут вопрос о сдаче объекта в эксплуатацию, то столкнулись с такой беспринципностью и действиями со стороны главного архитектора Касымова Д.», «что он организует отмену постановления акима на разрешение реконструкции, что мы должны извиниться перед соседкой на втором этаже и заплатить ей за что-то деньги» (за что, мы так и не поняли), что мы и указали в своих жалобах.» Даурен Касымов обратился в суд с иском о защите чести, достоинства, деловой репутации и возмещении морального вреда. 30 апреля Усть-Каменогорский городской суд частично удовлетворил его требования. Эти сведения признаны порочащими честь и достоинство. Уркинбай Кулниса и Токен Айдын обязаны после вступления решения в законную силу опровергнуть эти сведения путем направления письменного опровержения на имя акима ВКО. С них также должна быть взыскана компенсация морального вреда в размере 10 тыс. тенге с каждого, и судебные расходы. Суд отказал в требовании принесения извинений и взыскании 4 980 000 тенге. В конце июня состоится рассмотрение апелляционной жалобы, поданной Айдыном и Кулнисой.

Но история на этом не завершилась. Врачи продолжают искать справедливость и обратились в вышестоящие органы. В их поддержку написали обращение к акиму более 80 человек, пациентов, сочувствующих, участников юбилейных акций в Год Ассамблеи народа Казахстана. В обращении содержится просьба не препятствовать благородной миссии Токена и Кулнисы по оказанию квалифицированной медицинской помощи людям. Они все-таки надеются, что их медицинский кабинет когда-нибудь заработает. Но, наверное, они уже не один раз пожалели, что покинули Китай.

– Напрашивается простой человеческий вопрос: не дрогнула ли рука людей, наделенных государством соответствующими полномочиями, подписывать документы об отмене уже реконструированного помещения, с материальными затратами более 5 млн. тенге, врачами высокой квалификации, тем более оралманами, не знающими «менталитет некоторых государственных служащих», которые наверняка так не поступят с объектами в городе Усть-Каменогорске, построенными, как нам известно, с многочисленными нарушениями правил градостроительства. И за весь период наших мытарств никто из ответственных «мужей» города не удосужился поддержать нас, и, даже если бы были какие-то недоработки, помочь исправить их. Не этого мы ожидали, переехав по призыву Президента нашей республики Нурсултана Абишевича, на родную землю, – говорят Кулниса и Токен.

Денис ДАНИЛЕВСКИЙ