ВОДА ДЛЯ ЖИЗНИ

Газета "Flash!"

По инициативе Таджикистана Генеральная Ассамблея ООН провозгласила период с 2005 по 2015 годы, начиная со Всемирного дня водных ресурсов – 22 марта 2005 года, Международным десятилетием действий «Вода для жизни».


Вода является общим достоянием человечества, имеющим фундаментальное значение для сохранения жизни на планете, необходимым источником нормального функционирования всех экосистем Земли. Уже сегодня ее не хватает во многих частях мира. Однако, если нынешние модели водопотребления не будут изменены, то к 2025 году двое из каждых трех человек на Земле будут жить в условиях «водного стресса». По данным экспертов ООН, примерно одна шестая часть населения земного шара сегодня не имеет доступа к чистой питьевой воде, а одна треть – к воде для бытовых нужд. Каждые восемь секунд от болезней, связанных с водой, гибнет ребенок, а 2,4 млрд. людей не имеют адекватных санитарных условий. Глобальное изменение климата может еще больше осложнить ситуацию с водоснабжением.

Необходимо обеспечить рациональное использование водных ресурсов в интересах нынешнего и будущего поколений человечества.

Конечной целью «десятилетия водных действий» должно стать практическое содействие реализации задачи, поставленной в Декларации тысячелетия – остановить нерациональную эксплуатацию водных ресурсов посредством разработки стратегии водохозяйственной деятельности на национальном, региональном и местном уровнях.

Вода является фактором, устанавливающим границы устойчивого развития. Воду ничем невозможно заменить, а баланс между потребностями человечества и имеющимися запасами воды уже достиг критической отметки. Всего 2,5% всех водных ресурсов, имеющихся на планете, составляет пресная вода, которая жизненно необходима для удовлетворения большинства потребностей человека. При этом только 0,5% от этого объема приходится на долю доступных вод. Благосостояние населения зависит от наличия водных ресурсов в межнациональном и внутринациональном масштабе. Более богатые страны могут позволить себе вкладывать средства в сооружение водохранилищ, дамб и прочих технологий, позволяющих сохранять пресноводные стоки и имеющиеся грунтовые воды.


Численность населения земного шара за последние 70 лет утроилась, а потребление воды, в результате промышленного развития и более широкого применения ирригации земель, выросло в шесть раз. Страны, испытывающие напряженность водного режима, имеют на человека менее 1700 куб. м. воды в год (граница «водного стресса»). Страны, испытывающие нехватку воды, имеют на человека менее 1000 куб. м. в год. В этих условиях нехватка воды может сказаться на обеспечении населения продовольствием, экологическом развитии, выразиться тяжелыми экологическими последствиями, социальными взрывами. В настоящее время в 31 стране 2,3 млрд. человек проживает в речных бассейнах с напряженным водным режимом, а 1,7 млрд. человек населяют бассейны, где наблюдается нехватка воды. К 2025 году эти цифры возрастут соответственно до 3,5 и 2,4 млрд. человек в 48 странах.

Многие страны используют нерациональные способы для удовлетворения своих потребностей в воде. Так, уровень грунтовых вод, в результате интенсивного использования, под некоторыми городами Китая, Латинской Америки и Южной Азии снижается более чем на 1 м в год.

Количественные оценки наличия или потребления воды не охватывают всего комплекса проблем, связанных с водопотреблением. По оценке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), около 1,1 млрд. чел. не имеют доступа к чистой воде. Эти проблемы наиболее ярко выражены в сельских районах, где 29% жителей не имеют доступа к чистой воде, а 62% лишены санитарных условий. Чистая вода недоступна 6% городских жителей, а 14% лишены санитарных условий. В развивающихся странах 90-95% сточных вод и 70% промышленных отходов сбрасываются без обработки в поверхностные воды, загрязняя пригодные для использования водные ресурсы. Многие бассейны крупных рек мира охватывают несколько стран. Борьба за все более дефицитные водные ресурсы повышает вероятность международных конфликтов (как экономических, так и военных) в связи с качеством воды и схемами ее распределения. Тринадцать крупнейших рек и озер находятся на территории 200 стран.

А как обстоят дела с водными проблемами в Казахстане и нашем регионе – Иртышском бассейне?

Казахстан имеет ограниченные запасы водообновляющих ресурсов. Из 100,5 куб. км поверхностного годового стока рек – 44.0 куб. км. приходится на трансграничный сток, формируемый за пределами республики. К 2020 году ожидается соответственно всего 70,0 куб. км/год и 18,5 куб. км/год из-за границы. Следовательно, вопросы водообеспечения и загрязнения водных ресурсов выходят за рамки сугубо национальных проблем, и решать их надо на международном уровне.

Воды Урала, Иртыша, Или и Сырдарьи попадают в Казахстан уже загрязненными. Не все сопредельные государства хотят сотрудничать в вопросах вододеления. Выступая в газете «Мегаполис» руководитель проекта ЭКО СОС Б. Базарбек заявляет: «Если Казахстан не урегулирует с Китаем проблему использования рек Или и Иртыша, казахстанцев ждет неминуемая экологическая катастрофа». И далее. «С выходом канала Черный Иртыш – Карамай на проектную мощность водозабор из Иртыша с китайской стороны увеличится почти в пять раз. Тогда уже пить будет нечего и жителям Усть-Каменогорска, Павлодара и Семипалатинска. Иртыш может обмелеть настолько, что вода в нем будет доходить до колена. Кроме всего прочего, истощение Иртыша приведет к энергетическому коллапсу, так как встанут Бухтарминская, Усть-Каменогорская и Шульбинская ГЭС». И еще. «Китай до сих пор не присоединился к Международной конвенции об охране использования трансграничных водотоков и международных озер 1992 года и Международной конвенции о праве несудоходных видов использования международных водотоков 1997 года. Между Казахстаном и Китаем заключено четыре соглашения об использовании трансграничных рек, однако, такого понятия, как нормативы забора воды, в этих документах нет». «Для того, чтобы от переговоров был эффект, нужно привлечь в качестве третьей стороны Россию,- считает эколог.- Тем более, что вопрос обмеления Иртыша напрямую касается и ее, поскольку 80% объема воды в реке Обь обеспечивает Иртыш. Россия в отличие от нас имеет в своем распоряжении рычаги геополитического воздействия на Китай».

А что же Россия? В информации от 30 мая 2012 года Н.Чеховского «Китай забирает сибирские реки», со ссылкой на заместителя директора Института водных проблем Российской Академии Наук М. Болгова: «Под угрозой Иртыш, Амур и Аргунь. Повлиять на Пекин Москва не в состоянии. В результате систематического забора Китаем воды из рек, берущих начало на севере КНР, Иртыш может стать несудоходным, превратившись южнее Омска в болото. Это не только грозит оставить Омск без питьевой воды, но и резко снизит возможности многих гидроэлектростанций – при низком напоре они просто не смогут работать. Неблагоприятные природно-климатические процессы приведут уже к 2015 году к уменьшению стока рек на юге Сибири на 10-20%- такие выводы содержатся в гидрологической модели реки Иртыш от границы Китая до створа села Красногорка Омской области до 2030 года. Эта модель была создана в рамках проекта «Трансграничное управление водными ресурсами реки Иртыш» российскими учеными совместно с учеными Франции и Казахстана».

«Пекин не признает Россию стороной на переговорах по Иртышу. Полуторамиллиардному Китаю легко навязать Казахстану с населением 16 миллионов человек нужные условия. Казахстан пока предлагает оставить в Иртыше на его входе на российскую территорию 30% от его природного стока, а остальные 70% разбить поровну между Китаем и Казахстаном. Иначе у казахов возникает вероятность пересыхания целого каскада водохранилищ, включая крупнейшее – Бухтарминское».

На вопрос: «А как Пекин воспринимает предложение Астаны по Иртышу?», Н.Болгов отвечает: «Похоже, они просто вообще не собираются никак учитывать чужие интересы. Просто делают, что задумали. Запустили канал Черный Иртыш – Карамай шириной 22 метра протяженностью 300 км до предприятий Западного Китая. Им надо поднимать эти отсталые территории. Строится второй канал Черный Иртыш – Урумчи вглубь Западного Китая. Фактически Россия может только высылать Китаю ноты протеста по линии МИДа. Они нам шлют свои ноты: «Деваться некуда, у нас проблемы, китайцы и русские братья навек!» Ну, так и есть – деваться нам от них, правда, некуда». Конец цитаты.

Так, что представляет собой Иртыш?

Верхне-Иртышский водохозяйственный бассейн в пределах Казахстана охватывает территорию Восточно-Казахстанской и Павлодарской областей площадью 316,5 тыс.кв. км и населением более 2 млн. человек. Центральное место в гидрографической сети бассейна занимает трансграничная река Иртыш, которая берет свое начало на западных склонах Монгольского Алтая и до впадения в озеро Зайсан носит название Черный Иртыш. Далее Иртыш пересекает Казахстан, течет по территории России и впадает в Обь. Общая протяженность Иртыша – 4280 км, из которых 618 км приходится на Китай, 1628 – Казахстан и 1964 – Россию. Площадь водосборного бассейна составляет 1,65 млн. кв. км. Среднемноголетний сток р. Черный Иртыш при входе на территорию Казахстана в естественных условиях составляет 310 куб. м/сек (9,6 куб. км/год). На границе с Россией – 850 куб. м/сек (27,9 куб. км/год). Иртыш длиннее крупнейших сибирских рек – Енисея и Оби. Водосборная площадь Иртыша больше, чем у Волги. Из притоков Иртыша наиболее многоводными являются реки Бухтарма, Уба и Ульба. Всего в бассейне Иртыша насчитывается 788 рек. Река Иртыш, как главная водная артерия Казахстана, служит основным фактором развития отраслей экономики региона. Поэтому основой водной политики в бассейне реки Иртыш должно стать комплексное регулирование водных ресурсов, рациональное их использование и охрана.

По данным ПК «Институт Казгипроводхоз» безвозвратные дополнительные отъемы воды из р. Черный Иртыш на территории Китая составят в 2010 г. – 3,14 куб. км в год, 2015 – 4,5; 2020 – 5,13; 2025 – 5,76; 2030 – 6,39 и 2050 – 8,92 куб. км. в год.

При этом среднемноголетний сток (50% обеспеченности) в естественных условиях р. Черный Иртыш в створе водопоста с.Буран, на границе с КНР, составляет 9,60 куб.км в год, в маловодные годы (95% обеспеченности) соответственно – 6,30 куб.км в год.

Вместе с тем из-за расточительного и нерационального использования водных ресурсов Иртыша нашими водопользователями только за 6 лет, в нарушении требований «Правила использования водных ресурсов водохранилищ Верхне-Иртышского каскада» в зимние месяцы, перерасход воды составил 13,6 куб. км. Что в пересчете на выработку электроэнергии – 4,2 млрд. кВт.ч.

В итоге, за счет глубокой сработки полезной емкости водохранилища Бухтарминской ГЭС на 6,0 м (около 90%) на Верхне-Иртышском каскаде ГЭС получена сверхприбыль, а рыбному хозяйству и экологии региона, включая Павлодарскую пойму, нанесен значительный ущерб.

По заданию Восточно-Казахстанского областного акимата в 2011 году временной рабочей группой, созданной на базе специалистов ТОО «ВК региональный технопарк «Алтай», выполнена договорная работа на тему: «Разработка комплекса мероприятий по рациональному использованию водных объектов ВК области с целью выработки стратегии обеспечения водно-энергетической безопасности» на период до 2025 года. Основные выводы по работе:

– значительно истощаются водные ресурсы бассейна Иртыша;

– уменьшается на 30% выработка электроэнергии на Верхне-Иртышском каскаде ГЭС;

– увеличивается в 5,5 раза переток (дефицит) электроэнергии из Павлодарской энергосистемы;

– меняется структура энергопотребления за счет уменьшения выработки на ГЭС и увеличения перетока (дефицита);

– повышаются тарифы на электроэнергию;

– падает конкурентоспособность выпускаемой продукции в области, поступающей на экспорт;

– неизбежность дальнейшего использования богатейшего гидроэнергопотенциала рек Восточного Казахстана (используется на 9%) за счет строительства крупных, средних и малых ГЭС;

– необходимость привлечения инвестиций в модернизацию эксплуатируемых и строительство новых ГЭС с учетом интересов Единой Энергосистемы Казахстана, северных регионов РК и Омской области.

В экономической части работы специалистами определена инвестиционная привлекательность предлагаемых к рассмотрению, проектированию и строительству каскадов ГЭС на реках области. Документация отправлена в Правительство РК и другие уполномоченные органы.

Так социально-экономическая и социально-экологическая устойчивость Прииртышского региона Казахстана и Омской области становится напрямую зависимой от водно-энергетической безопасности бассейна Иртыша.

Анатолий БЕЛОСЛЮДОВ

инженер-гидротехник


Р.S. Автор статьи в декабре 2014 г. и феврале 2015 г. подготовил и отправил Обращения на имя министра Минэнерго РК Школьника В.С. «О необходимости решения проблем в области водно-энергетической безопасности региона в 2015 году». В настоящее время работает по теме «Оптимизация и рационализация эксплуатации водохранилища Бухтарминской ГЭС», что приведет к положительным энергетическим и экологическим факторам без необходимости капитальных вложений.