Полигон и безъядерный мир

Газета "Flash!"

Прошло больше года с того дня, когда 18 июня 2009 года, Глава нашего государства Нурсултан Назарбаев на торжественном митинге в Семее, посвященном 20-летию прекращения ядерных испытаний на полигоне, выдвинул новую инициативу: 29 августа объявить Всемирным днем отказа от оружия массового уничтожения.

Как известно, именно 29 августа 1991 года Президент страны подписал Указ № 409 о закрытии Семипалатинского испытательного ядерного полигона.

Данный указ Нурсултана Назарбаева с ликованием восприняли во всем мире, не говоря уже о многострадальной земле Семея. Это была великая мечта казахстанцев, которая стала реальностью благодаря мужеству и мудрости народа и его лидера.

С другой стороны, это символ разоружения: Казахстан уникален тем, что добровольно отказался от четвертого по мощности в мире ракетно-ядерного арсенала.

Вывод напрашивается сам собой: закрытие ядерного полигона – это не просто важное, но, можно сказать, историческое событие. Событие, заставившее задуматься о том, что желание обладать великодержавным оружием нанесло ущерб здоровью человечества и в первую очередь населению регионов, где проводились ядерные испытания.

Ядерные взрывы на Семипалатинском полигоне до сих пор отзываются болью в сердцах соотечественников. Хотя объективная статистика не располагает точной информацией о влиянии ядерных испытаний на окружающую среду, но известно, что около 4500 кв. км. земли в пределах полигона заражены цезием-137 и стронцием-90. В период его действительности от испытаний ядерного оружия радиационному облучению подверглись 1,6 млн.человек. Ведь в зоне воздействия полигона находились вся территория Семипалатинской и Павлодарской областей, большая часть Восточно-Казахстанской и некоторые районы Карагандинской области. В указанных регионах до сих пор наблюдается превышение в 1,5 раза уровня онкологических заболеваний.

Но нам не понятна позиция некоторых ученых, которые предлагают пересмотреть методику определения уровня ущерба, нанесенного Семипалатинским полигоном. Так, 8 сентября 2009г КазТАГ – Адиль Урманов сообщил о том, что: «Министерство энергетики и миниральных ресурсов РК и национальный ядерный центр (НЯЦ) пересмотрят методику определения уровня ущерба, нанесенного деятельностью Семипалатинского полигона территориям и населению Восточно-Казахстанкой области. Об этом в своем выступлении на 7-ой международной конференции «Ядерная и радиационная физика» сообщил генеральный директор Национального ядерного центра РК Кайрат Кадыржанов: «Методика будет основана на уровне полученного радиационного заражения конкретным жителем региона. Абсолютно уверен, что таких людей мы найдем около тысячи. Тогда не надо будет объявлять пострадавшим огромный регион. Это сдерживает экономическое развитие ВКО, создает препятствия для привлечения инвестиций в экономику области»,- считает К.Кадыржанов. Он пояснил, что ранее пострадавшим от деятельности Семипалатинского полигона были объявлены около 1 млн. жителей Казахстана».

Только вот нет пояснений; они (то есть, пострадавшие) что все уже выздоровели или успели уйти в мир иной? Скорее всего, наверное, второе.

А вот по оценкам японских ученых и специалистов, посетивших семипалатинский регион, последствия проведенных здесь ядерных экспериментов более глубокие и тяжелые, чем даже последствия взрыва хиросимской атомной бомбы! На Семипалатинском полигоне плутония -239 по отношению к цезию – 137 в сотни раз больше, чем такое соотношение при аварии на Чернобыльской АЭС.

К примеру, имеющиеся данные показывают увеличение гамма-радиации в г. Семипалатинске в 1960-е годы до 1250 миллирентген/час (превышая фоновый уровень примерно в 100 раз), а в селе Сарапан – до 60 000 миллирентген /час (превышает фоновый уровень более чем в 5000 раз).

В 1987 году через Семипалатинск прошла широкая струя газов радиоактивностью в 350-400 микрорентген в час, а при испытаниях 12 февраля 1990 года за пределами полигона был зафиксирован уровень радиоактивности до 3000 микрорентген в час, и только в результате изменения направления ветра эти газы не достигли областного центра.

Бозтаев К.Б., тогдашний первый секретарь Семипалатинского обкома Компартии Казахстана, озабоченный сложившейся ситуацией, не только информировал об этом руководство страны, а просил ЦК КПСС поручить соответствующим министерствам и ведомствам временно приостановить или сократить частоту и мощность взрывов, а в дальнейшем перенести ядерные испытания в другое, более приемлемое место.

И вполне закономерно, что наша республика сегодня продолжает развивать мирную инициативу и опыт ядерного разоружения как вызов безумному нагнетанию опасности, которую несут новые ядерные державы. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун во время визита в Казахстан и посещения Семипалатинского полигона в апреле текущего года официально заявил, что полностью поддерживает мирные инициативы Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Он призвал руководителей всех стран, в особенности ядерных держав, следовать примеру Казахстана.

Казахстан выступил с новой амбициозной и благородной идеей: сократить, а затем и полностью уничтожить ядерное оружие в государствах так называемого ядерного клуба (США, Россия, Китай и другие).

Сегодня никто не может исключить появление какого-либо «фюрера», способного запустить механизм атомного уничтожения нашей земли.

Но призывы и санкции, направленные на нераспространение ядерного оружия, со стороны держав, обладающих им, не имеют моральной основы. Принцип «Нам можно, а вам нельзя» не может быть эффективным. Поэтому наш президент, обладая моральным правом, инициировал процесс глобального ядерного разоружения на справедливой основе «Всем нельзя».

Как известно, на митинге в Семее Президент заявил, что «…К сожалению, примеру Казахстана последовали немногие, и сегодня ядерная угроза, подобно пораженному радиацией организму, продолжает мутировать, приобретая новые и новые формы. Недавнее проведение ядерного испытания Северной Кореей, противоречия вокруг иранской ядерной программы, многолетнее противостояние двух ядерных держав – Индии и Пакистана, попытки террористов обзавестись собственным ядерным оружием – все это еще раз показало, насколько хрупким остается сегодня мировое равновесие. Пример ядерного разоружения Казахстана и сегодня – реальная альтернатива процессу, который напоминает скольжение мира на краю пропасти».

Время неумолимо идет вперед. Но тема Семипалатинского полигона неисчерпаема и которая всегда будет будоражить. И всех.

И на этом фоне вполне было бы логичным вспомнить дату 22 февраля 1989 года. Выполняя волю народа тогдашний первый секретарь Семипалатинского обкома партии Бозтаев Кешрим Бозтаевич впервые осмелился поднять голос протеста против ВПК.

Он подписал и отправил первую секретную шифрограмму Генеральному секретарю ЦК КПСС Михаилу Горбачеву (позже было направлено более десяти), в которой выражался протест против испытаний атомного оружия на Семипалатинском полигоне. Она явилась первой ласточкой открытого выражения протеста против испытаний атомного оружия на Семипалатинском испытательном полигоне.

Как известно, даже намек о закрытии полигона встретил жесточайшее сопротивление военно-промышленного комплекса и руководства бывшего СССР. По тем временам, пока еще глухого молчания вокруг полигона это был шаг настолько же решительный и смелый, насколько рискованный.

Но чаша терпения переполнилась. Народ сказал «Нет полигону!»

Даже спустя два десятилетия, объективное отражение фактов, а главное отражение в ней годами накопившегося народного гнева, переполнившего чашу терпения и сегодня вызывает восхищение и удивление.

Старшее поколение людей хорошо помнит, как жестоко и беспощадно каралось тогда любое инакомыслие. Такое просто не прощалось, это было равносильно бунтарству против всемогущих Политбюро ЦК КПСС и Военно – Промышленного комплекса (ВКП), в чьем ведении находился данный сверхсекретный ядерный монстр. Это сейчас многим кажется, что ничего не стоило заявить такое всесильному Центру.

Именно с этой шифрограммы в Семипалатинске началась «антиядерная революция», так как ранее даже в мыслях не допускалось закрытие этого полигона.

Поэтому я полагаю, что и эта дата (22 февраля 1989 г.) также должна стать в истории знаменательным событием, как начало борьбы за закрытие ядерного полигона и ежегодно отмечаться. Это может быть: «Полигон, начало борьбы за его закрытие», «Полигон: 22 февраля» или как-то иначе.



Владимир Пигаваев,

Член Союза журналистов Казахстана