СУРОВЫЕ БУДНИ ВЕТЕРАНА

Газета "Flash!"

Народные коммунисты Восточного Казахстана в ходе подготовки к 70-летию юбилея Победы в Великой Отечественной войне продолжают выезжать к ветеранам, внимательно прислушиваться к их просьбам и пожеланиям, стараясь сделать всё возможное, чтобы помочь им решить социальные и бытовые вопросы, если они возникают.


Надолго нам запомнится встреча с ветераном войны Гончаренко Михаилом Георгиевичем, 1926 года рождения, проживающим в Усть-Каменогорске Михаил Георгиевич радушно принял гостей, рассказал о своей жизни, о том, как он попал на фронт, где воевал, как был тяжело ранен и демобилизован. Затем речь пошла о мирных, трудовых годах его жизни.

Приведём лишь один отрывок из его воспоминаний – как он уходил на фронт в 1942 году.

– Дело в том, что в начале войны было мобилизовано практически всё взрослое мужское население. Появился дефицит на рабочие руки. Его зачастую восполняли путём привлечения молодёжи на производство. Мне едва исполнилось 16 лет, как уже после недельных курсов, были выданы водительские права. С ними я был принят на работу водителем «полуторки». Но к осени 1942 года ситуация на фронте вызвала дополнительную волну мобилизации людей и техники из народного хозяйства. Причём нехватка шофёров была не менее острой, чем техники. В результате, меня мобилизовали вместе с «полуторкой», когда мне ещё не исполнилось 17 лет.

Затем был 2-ой Прибалтийский фронт, тяжёлые бои за освобождение Латвии, и ранение осколком в ногу. По заключению врача её должны были ампутировать. Но частично спасти ногу помог фельдшер в одном из ленинградских госпиталей. Он смог доказать врачу, что можно обойтись без ампутации. Спасибо ему! На всю оставшуюся жизнь я обязан этому человеку и благодарен ему. Ногу срастили, но коленной чашечкой на ней пришлось пожертвовать.

После демобилизации по ранению – возвращение в Усть-Каменогорск. Пришлось доучиваться в вечерней школе и работать. Затем без отрыва от работы – учёба в строительно-дорожном институте. На пенсию Михаил Георгиевич вышел, будучи начальником управления большого производственного коллектива по специализированным монтажным работам.

Как живёт ветеран сегодня? Какие у него проблемы и просьбы?

– Остался я один в угловой квартире на 2-ом этаже. Из близких мне людей – сын, живущий отдельно и являющийся инвалидом по заболеванию сахарным диабетом, в результате чего передвигаться самостоятельно он не может.

Под моей квартирой находился какой-то магазин, но к этой зиме он закрылся. Естественно, что в помещении бывшего магазина отопление перевели на самый минимум, только бы не разморозилась вся домовая система теплоснабжения. В итоге – пол в моей квартире стал «ледяным». Пришлось снять все коврики со стен и положить их поверх паласа на пол. Но даже в этом случае, я промёрз этой зимой. Ноги стынут так, что уже не ощущаешь их, не смотря на подстеленные коврики и несколько носков. Все мои попытки объяснить это положение работникам местного КСК, не принимаются ими.

Ещё одна беда – убрали поликлинику, которая была недалеко от дома, на улице Солнечной. Здоровье моё уже далеко не железное, приходиться частенько обращаться за медицинской помощью. Для этого мне теперь приходиться добираться, опираясь на костыль, сначала до автобусной остановки, затем ехать в маленьком «пазике» 47-го маршрута до поликлиники, расположенной на другом берегу реки Ульбы.

Поликлиника по ул. Ауэзова очень маленькая для такого наплыва людей. К тому же она объединена в одном здании с детской поликлиникой. Там много женщин с детьми. Знаете, неудобно бывает пользоваться своим правом на прохождение к врачу без очереди, когда слышишь детский плач в забитых посетителями тесных коридорах поликлиники.

Социальные работники, которые выделены для оказания помощи по домашнему хозяйству, меня тоже не навещают. Поэтому горько иногда видеть по телевизору бодрые репортажи о работниках медицинских и социальных служб города, в которых утверждается о поголовном охвате заботой и помощью всех ветеранов Великой Отечественной. Надеюсь, моё мнение с вашей помощью будет услышано городскими властями, чтобы они прислушались к оценке работы областных и городских управлений, на которые возложена забота о тех немногих оставшихся в живых ветеранах. Нас ведь насчитывается по городу всего немногим чуть более двухсот.

Секретари ВК обкома Коммунистической народной партии Казахстана Шингыс Байдаулетов и Сергей Михеев, побывавшие у Михаила Георгиевича в гостях, заверили заслуженного ветерана, что приложат все старания, чтобы донести его мнение до городских властей, и, в свою очередь оказывать ему всяческую поддержку от партийной организации.

Война не сделала людей равнодушными. А в чём причина сегодняшнего равнодушия?

Послушав воспоминания Михаила Георгиевича, а также его размышления о сегодняшнем дне, поневоле делаешь сравнения между различными историческими эпохами.

В эпохе 70-летней давности зримо ощущается забота о человеке. Вот перед нами возникает образ безвестного фельдшера. Что стоило ему поддаться формальному исполнению своих обязанностей, а значит, готовить 18-летнего бойца Гончаренко к ампутации ноги. Но ведь он стал доказывать хирургу, своему начальнику, что можно сделать другую операцию, сохранить молодому парню возможность практически полноценной жизни. При этом нужно помнить, что люди тогда работали по 16-18 часов в сутки, валились с ног, но у них не было в голове мысли, что можно выкроить полчаса для личного отдыха, за счёт пациента, его здоровья. Тогда это не считалось подвигом. Каждый горел на своём месте, на фронте, в тылу, в госпитале, каждый стремился сделать всё возможное и невозможное для Победы. Никто не очерствел сердцем. А что творится в больницах сегодня?! Все помешались на деньгах! Забота, милосердие, сострадание – выброшены за борт, как ненужные сентиментальности. А ведь с этими «сентиментальностями» мы и одержали Великую Победу!

Про заботу бывшего советского государства о своих фронтовиках и говорить не приходиться. Выполнил с честью свой воинский долг перед Родиной – вот тебе бесплатное образование, достойная работа, бесплатное благоустроенное жильё, бесплатная медицина, льготы, уважение и т.д.

Сейчас власти вроде бы пытаются осуществить лозунг – «Никто не забыт, ничто не забыто!». Но вот практическое наполнение этого лозунга, порой, носит, чуть ли не карикатурный характер. Пример Михаила Гончаренко, это хоть и нелицеприятный, но ещё не абсолютно кричащий и запущенный случай. Оказывается, есть эпизоды с условиями жизни наших ветеранов, от которых можно испытать шок. Вот только знают ли о них те многочисленные государственные и общественные службы и организации, которые ответственны за заботу о ветеранах и получают свою зарплату, подавая на верх благостные отчёты?

Сергей МИХЕЕВ