РАЗДЕЛЁННЫЕ СТЕНОЙ

Газета "Flash!"

Окончание, начало в №3,2015 г.

Итак, стена, разделяющая Израиль и Палестинскую национальную автономию, осталась позади. Здесь нельзя находиться евреям. Исключение делается только для экскурсоводов, привозящих сюда туристические группы. В равной степени на территории Израиля могут находится только палестинцы, имеющие израильское гражданство.



Вид из окна отеля


Практически все туристы приезжают на ночлег в Палестину. Причина проста – несопоставимая цена отелей и питания. Палестинские отели обходятся в разы дешевле. При этом сам отель приятно поражает – номер просто роскошный, со всеми удобствами, горячей водой, сияющей ванной, плазменным телевизором. Не ожидал увидеть такой отель в Палестине.

Впрочем, уровень жизни в Вифлееме, где мы ночевали, не говорит об уровне жизни на всей территории Палестинской автономии. Всё-таки, Вифлеем – это центр туризма. Здесь расположена одна из главных христианских святынь – храм Рождества Христова. Поток туристов огромный. За счёт этого и живёт город. Из окна гостиничного номера видно, что на соседней стороне улицы идёт строительство. Утром мы увидели, что уже достраивается ещё один корпус и нашего отеля.

Палестинцам, живущим в Вифлееме, значительно легче, чем их землякам в других уголках автономии. Свой хлеб они зарабатывают на туризме. Обслуживающий персонал отелей, поставка продуктов, продажа сувениров, атрибутики, украшений, религиозной символики, даже охрана исторических объектов – даёт им заработок. Для кого-то солидный, для кого-то небольшой, но всё-таки заработок. В других районах Палестины значительно тяжелее с работой, и уровень жизни ниже.

Сравнивать уровень жизни в Израиле и Палестинской автономии даже не приходится. Разница сразу бросается в глаза и по внешнему облику Иерусалима и Вифлеема, по убранству домов, по внешнему виду людей. И по детям. Проезжая по Иерусалиму мы не видели ни одного ребёнка в роли торговца. А здесь, не было ещё и семи утра, как в отель зашли смуглые, черноглазые, кучерявые пацанята, и наперебой стали предлагать сувениры, магнитики. Причём, довольно неплохо произнося отдельные слова и цифры на русском языке. Среди них были совсем малыши, лет 7-8. Так рано начинается их рабочий день.

Портрет Арафата в холле


Кварталы, примыкающие к разделительной стене, считаются в Иерусалиме самыми не престижными. «Утром пьёшь кофе, а из окна видишь стену. Кому хочется каждый день созерцать такую картину?» – рассказывает экскурсовод Лена. Поэтому и квартиры здесь самые дешёвые – в районе 500 тыс. долларов. По другую сторону стены, уже в Вифлееме, квартиру можно приобрести за 30 тыс. долларов. Разделяет иерусалимский квартал и вифлеемский всего 500-1000 метров. Но и такие деньги для палестинцев это огромная сумма. Заработок в 200-300 долларов считается для них удачей.

Атмосфера борьбы палестинцев за свою землю видна по рисункам на стенах. Здесь и лозунги, и символические изображения. Встречаются даже изображения автомата Калашникова. Но чаще всего знак победы, «виктории» – разведённые указательный и средний пальцы. Чувствуется почитание национального лидера – Ясира Арафата. В холле отеля сразу два его портрета – один в молодом возрасте, а другой в традиционном головном уборе – знаменитой «арафатке». Причина смерти Ясира Арафата до сих пор окутана тайной. Есть версия отравления либо израильскими, либо американскими спецслужбами. Но борьба палестинцев за создание своего государства и возврат оккупированных Израилем территорий после смерти лидера не прекратилась. В палестинском национально-освободительном движении есть два крыла – радикальное и более умеренное. Между ними идёт политическая борьба, но в одном все палестинцы едины: должно быть государство Палестина на исконных палестинских землях. Вот и в эти дни, когда в Вифлееме было спокойно и мирно, в секторе Газа шли ожесточённые бои с израильтянами.

И Израиль милитаризован, как говорится, от мала до велика. И евреи готовы стоять насмерть за своё государство, и, как они полагают, исконно свои святые земли. Наш экскурсовод долго рассказывала о том, что они (т.е. евреи) кормят и содержат палестинцев. Мы им, дескать, и электричество поставляем, и газ, и воду, а они вот такие неблагодарные… Один парень из нашей группы не выдержал и возразил: «А что, бесплатно, что ли?». Да, мы все, кому старше 40, воспитаны в духе интернационализма. И такое высокомерное отношение к людям другой национальности нам претит. Примерно такое же отношение у турок к курдам. К тому же, палестинцы в Советском Союзе считались «нашими», народом, ведущим борьбу против империалистической позиции Израиля. А по поводу «бесплатно» парень заметил совершенно справедливо. Только за счёт туризма на оккупированных палестинских территориях Израиль имеет миллиардные доходы. С 1967 года Израиль аннексировал Восточный Иерусалим. А ведь именно здесь Старый город с Храмом Гроба Господня, с мечетью Аль-Акса, со Стеной Плача. А если взять остальные оккупированные территории, то, с учётом того, что здесь каждый квадратный метр земли на вес золота, то оттяпали израильтяне весьма солидные территории, причём стратегически важные. И возвращать эти земли они совсем не собираются.

Проезжали мы и по другим уголкам Палестины. Видели скромные жилища, плантации оливковых пальм, хлебные деревья, ухоженные ряды других растений. Народ живёт, трудится, как-то выживает. Если бы не война… И ведь конца и края ей не видно. Море пролитой крови, взаимная вражда, ненависть, геополитические интересы ведущих игроков мировой политики практически не оставляют шансов на установление прочного мира. Случаются только недолгие перемирия, прерываемые эскалацией насилия. Есть только один способ завершить эту войну – это братский союз еврейских и палестинских трудящихся. Но даже в отдалённой перспективе пока это только теория.



Палестинский пейзаж


Мы идём по узким, петляющим по подъёмам и спускам улочкам Вифлеема, возвращаемся с экскурсии в Храм Рождества Христова. Улочки настолько узкие, что наш автобус остановился довольно далеко от храма. Но это и хорошо. Пройтись по городу, почувствовать его атмосферу, это совсем другое дело, чем видеть картинку из окна. Уже вечер, и становится не так жарко. После ужина садимся в автобус, ждём всех остальных. У отеля – те же мальчишки, которые атаковали нас со своими сувенирами утром. Пока мы объехали половину Израиля, они несли свою трудовую вахту. Видимо, наш автобус будет последним, и они ещё раз делают отчаянную попытку продать свой товар. Среди них один наиболее бойкий, и у него дела идут неплохо. В сторонке стоит самый младший из них, симпатичный парнишка, так похожий на наших детей от смешанных браков. Привези его в Казахстан, и никто не подумает, что это палестинец, примут за сына казахских и русских родителей. Он стоит робко, тихо, видимо понимая, что ему уже ничего не продать, и дома ему влетит за плохую работу.

Бойкий парнишка кричит на вполне сносном русском языке: «Дудочка – 2 доллара!». И демонстрирует, как он умеет на ней играть. Ещё 5 минут назад он просил за неё 3 доллара. Мы встречаемся взглядом с женой и в доли секунды понимаем друг друга. Слов не нужно, мы думаем об одном и том же. Жена достаёт кошелек, идёт к двери, и зовёт того самого, робкого мальчишку. Тот, не веря своим глазам, и не чуя ног под собой, чуть ли не прыжками, бежит к автобусу. Жена берёт у него дудочку из оливкового дерева за 3 доллара. И вот мальчишка уже улыбается, много ли надо ему для счастья. Автобус трогается. Мы смотрим в окно, и машем «нашему» мальчишке. И он видит нас, и тоже радостно машет. Я оборачиваюсь, и смотрю на него, пока фигурка не исчезает за поворотом. Жаль, что мы не успели даже спросить, как его зовут. Что ждёт его? Какое будущее? Сгинет ли он в горниле междоусобицы, будет ли всю жизнь бороться за выживание, за кусок хлеба? Мысли мои грустные, я не вижу ничего хорошего для парнишки. Дети ведь приходят в тот мир, который уже создали мы, взрослые. Он им даётся с рождением.

Мы вновь пересекаем заградительную стену, и берём курс на аэропорт. Настало время прощаться с землёй Израиля, с землёй Палестины. Хочется пожелать всем здесь живущим обрести, наконец, мир. Чтобы настал день, когда будет снесена стена, разделяющая два народа. И не дай Бог нам испытать – что такое жить по разные стороны стены.

Денис ДАНИЛЕВСКИЙ

Иерусалим –

Усть-Каменогорск