«Будьте грамотным потребителем!»

Официально

Департамент Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан по Восточно-Казахстанской области (ВКО, г. Усть-Каменогорск, ул. Бурова 20, тел.: 8(7232)-26-37-40, факс: 8(7232)-57-79-91, e–mail: oskemen@economy.gov.kz.) разъясняет положения Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» от 4 мая 2010 года №274- IV (далее – Закон).



Вопрос №1. Купила детскую обувь, но придя домой обнаружила, что от обуви исходит неприятный запах. Как поступить в таком случае?

В этой ситуации потребитель может потребовать в порядке подпункта 3 пункта 1 статьи 25 Закона РК «О защите прав потребителей» знак соответствия в случае, если товар (работа, услуга) подлежит процедуре подтверждения соответствия требованиям, установленном техническими регламентами, стандартами и иными документами.

Если продавец не представит соответствующие сертификаты на товар, то покупатель вправе вернуть товар согласно пункту 1 статьи 30 Закона РК «О защите прав потребителей», а точнее продавец (изготовитель) обязан обеспечить обмен или возврат непродовольственного товара надлежащего качества, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также документ, подтверждающий факт приобретения товара, в течение четырнадцати календарных дней, если более длительный срок не установлен договором, со дня приобретения товара, за исключением:

1) лекарственных средств, изделий медицинского назначения;

2) нательного белья;

3) чулочно-носочных изделий;

4) животных и растений;

5) метражных товаров, а именно тканей из волокон всех видов, трикотажного и гардинного полотна, меха искусственного, ковровых изделий, нетканых материалов, лент, кружева, тесьмы, проводов, шнуров, кабелей, линолеума, багета, пленки, клеенки.



Вопрос №2. Хотела приобрести в магазине охлажденное мясо кур в расфасовке, на упаковке продукта был указан вес. Однако при продаже продавец вновь взвесила мясо, и вес получился больше, чем было указанно на упаковке. Соответственно и увеличилась сумма к оплате. Правомерны ли действия продавца?

Согласно подпункту 16 пункта 1 статьи 25 Закона информация о товаре (работе, услуге) в обязательном порядке должна содержать, в том числе и величину массы (нетто), объем, количество и (или) комплектность товара (работы, услуги).

В связи с этим, если на упаковке товара имеется информация о массе (нетто), то необходимости повторного взвешивания нет, так как в этом случае масса товара будет с учетом массы упаковки (брутто), т.е. не корректной. Таким образом, действия продавца, по повторному взвешиванию расфасованного товара имеющего информацию о массе (нетто) не обоснованы.

Покупатели должны знать, что обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуг) или иной обман потребителей индивидуальными предпринимателями или организациями, осуществляющими торговую деятельность и оказание услуг, предусматривает административную ответственность по статье 190 КоАП.

В соответствии с частью 1 статьи 685 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренные частью 1 статьи 190 рассматривают органы внутренних дел.

Для защиты своих прав потребитель может обратиться:

• с досудебной претензией к продавцу (исполнителю), нарушившему право;

• в общество защиты прав потребителей;

• в суд с исковым заявлением.

Законодательством Республики Казахстан о защите прав потребителей предусмотрен досудебный порядок рассмотрения споров, как обязательная стадия процесса защиты прав потребителей — обращение потребителя или общества защиты прав потребителей с письменной претензией к продавцу (исполнителю).